Улучшение s90. Колонки S90: технические характеристики, схема. Колонки своими руками. Динамики и прочая "мелочь"

Была у меня давно мечта - купить легендарные S90 и доработать их напильником, что бы сделать бюджетное решение на зависть всем. Долго мониторя различные барахолки я таки купил на одной колонки 35АС-212 «Радиотехника» S90 что 1981 выпуска (мои ровесники;)).
Состояние снаружи на твердую 4, внутри кривыми лапками никто не ковырялся. Минус был только один - басовик из одной АС был убит, о чем было мне честно сообщено, ну и очень мне не понравилось то что оба НЧ динамика покрасили серебрянкой (хорошо что краска не глубоко краска т.е. масса диффузора возросла ненамного).
За 1000 р. купил наборчик для творчества.
Будем дорабатывать.
Ох, чувствую сильные полемики между сторонниками доработок советской акустики и сторонников её закопать окончательно и без поворотно.
Сразу прошу прощения за качество фоток, ибо на момент доработки, да и сейчас у мне нет цифромыльницы кроме телефона.

Полезем внутрь

После прослушивания решил разобрать каждую колонку на предмет соответствия внутренностей паспортам колонок. Как выяснилось в качестве ВЧ стоят 10ГД-35, СЧ 15ГД-11А, а НЧ 35ГД(чего-то) не запомнил но с резиновым не пересохшим подвесом.
Первым делом я перемотал НЧ динамик.
Восстановление динамика для меня не составляло никаких проблем ибо занимался этим очень часто в молодости за денюжку. Оправки подходящего диаметра у меня к сожалению не оказалось, но голь на выдумки хитра и я отправился со штангенциркулем в кармане в ближайший строймаг. В качестве оправки купил какую сантехническую трубу вроде бы рублей за 20. Распилил её вдоль (это необходимо так как после намотки снять с оправки катушку иначе будет практически не возможно).
Прибавим еще 20 минут на намотку и центровку и сутки на просушку динамика. Все, динамик заиграл без посторонних призвуков и так же как не тронутый.

Начнем с ВЧ динамиков

Послушав результат и почитав великий интернет, начал думать дальше как сделать звук еще лучше. В основном все типы доработок сводятся к замене ВЧ, замене СЧ и демпфированию корпуса.
ВЧ действительно звучат не очень. Есть неприятные призвуки на ВЧ и отсутствие звонкости на СЧ. В ВЧ звене используются динамики куполами из какого то пластика/полиэтилена. Поставил для сравнения 10 Вт динамики с шелковыми куполами, звук по ВЧ стал намного прозрачнее и пропали призвуки которые просто резали слух. В итоге эти безродные динамики около 500 р за пару остались в них. Я покупал их давно и маркировка на них не читается, а что было написано на ценнике не помню. Можно использовать и динамики 10ГДВ с шелковыми куполами.

Замечу что сначала делал одну колонку и сравнивал звучание по тестовым дискам со звучанием оригинальной колонки. После прослушивания решаю оставлять переделку или возвращать все обратно. Все делалось на мой любимый слух который меня вроде бы никогда не подводил.

Доработка корпуса

Дальше я решил заняться НЧ, т.е. доработкой корпуса. Был куплен ватин за смешные деньги 38 р за метр длины и шириной 2 с чем то метра. Так же посмотрев на изготовленные фильтры прислушался к советам поменять всю проводку в колонках.
Демонтировал все динамики из колонок. Вынул фильтр и переключатели. Провода можно смело резать так как их все равно на замену.
Далее вырезал необходимый кусок ватина, взял у друга мебельный степлер, начал их внутри обшивать в 2 слоя.


Трубу фазоинвертора ставим на герметик и тоже обтягиваем ватином.

Следующее что необходимо сделать это доработать фильтр.

Схема фильтра простая

Переключатели я полностью отключил, так как они совершенно не нужны. Ненужные элементы с платы фильтра удаляем.
Меняем все тонюсенькие проводники в фильтре на нормальны медный провод.
Вот фильтр до переделки.

А это медный провод около 4 квадратов использованный почти для всех соединений

В итоге переделанный с убранными делителями и регуляторами


дальше устанавливаем его в корпус и закрываем ватином.
Также ватином закрываем весь СЧ бокс снаружи.

СЧ звено

В принципе после таких доработок, звук изменился в лучшую сторону, бас стал более четким, верхние частоты стали «прозрачнее» и «легче» но средние все равно мне не нравились не хватало верхней середины. Не хватало звонкости в вокале.
Порывшись в своих запасах нашел два 4ГД-8Е в отличном состоянии. Поставил один динамик и долго сравнивал полученный результат. Результат понравился. В одной блюзовой записи услышал удары щеточек по основному барабану. До этого я их не различал.
Но эти динамики простояли в акустике не долго.
Послушав недельку доработанные колонки пришел к выводу к тому что звук начал меня утомлять.
Вероятно все это вызвано тем что динамические головки 4ГД-8Е имеют очень высокую добротность и в закрытом боксе имеют очень изрезанную АЧХ. К сожалению нет нормального микрофона чтобы провести измерения. Да СЧ динамики оснащались ПАС из поролона закрывающего задние отверстия в динамиках. Сам СЧ бокс заполнен распушённой «глазной» ватой.

В интернетах часто писали про 5ГДШ-5-4 и 6-ГДШ-5, про то что они после установки ПАС отлично выдают СЧ. Пройдясь по соседним радиомагазинам купил пару 6-ГДШ-5 4 Ом за 110 р. Насколько я понял их устанавливают в бытовой радиоэлектронной аппаратуре. Заклеил тонким ватином окна в корзине диффузородержателя и поставил их вместо 15ГД-11А, благо установочные размеры у них полностью совпадают. Существует еще один способ доработки СЧ динамиков - пропитка подвеса мистическим герленом размешанным с кровью дирижера оркестра с ацетоном и нанесением тонким слоем на тыльную сторону диффузора. Но вешь я так понял это достаточно редка и в строймагах только руками разводят. Было бы взял на эксперимент ведь 110 р на пару новых динамиков не жалко.

После всех операций собираем полностью акустику и наслаждаемся новым звуком. Звук я тестировал на самодельном усилке высокой верности Сухого (боюсь щаз истинные ценители Hi-Fi будут извергать лучи поноса в мою сторону) Усилок кста я тоже сам собирал, с небольшими доработками по питанию и отыграл он уже точно более десятка лет, но так находится все в том же виде инженерного образца. Подключал все это к Sb Live! Проигрывая flac специальных дисков например аудио доктор. И просто wav и flac дисков которые специально рекомендуют для тестирования звукового тракта.

Итог

Затраты 1000 р. сама акустика
500 р ВЧ динамики
110 р СЧ динамики
рублей 150 ватин, клей скобы для степлера шурупы и прочая мелочь
Итого 1760 р.
Что же мы получили?

Вот такую симпатичную акустику

Далее идет только мое мнение и мнение моих друзей случавших её.
Друг владелец напольников jbl модельку не помню но стоят около 20 000 за однуи ресивера Yamaha, однозначно согласился что после доработки S90 переигрывают его комплект.
Меня звук полностью устраивает. Ходя по разным салонам с акустикой и слушая её я понимаю, что такой звук дешевле 15 000 р. за одну АС не купить.

ЗЫ Сейчас они играют совместно с Простым усилителем Гумеля и предварительным усилителем ВВ Сухого. Подключено все к той же звуковухе SB Live! и работает как фронт к 4.0 звуку для просмотра фильмов на ЖК панельке 37". Реализма в фильмах катастрофах хоть отбавляй. О добавлении саба даже не думаю.

В 1978 году из прибалтийской Риги пришли во все города и веси СССР колонки S90, знаменитая акустика 35АС-1, после чего данная серия развивалась и совершенствовалась. Сконструировали эту легенду на Рижском производственном объединении "Радиотехника", в конструкторском бюро "Орбита".

Внешний вид

Внешне колонки S90 впечатляли с первого взгляда. Такого красивого корпуса не делали даже за границей, уж не говоря о современных китайских линейках электроники. Сделано было буквально на века. Никаких древесно-стружечных плит! Только натуральное дерево ценных пород, тяжёлое и дорогое. Передняя стенка была сделана из фанеры, но авиационной, многослойной.

Более 45 килограммов весили обе колонки S90. Советский народ новую акустическую систему полюбил сразу и очень сильно. Кстати, и сегодня на специальных форумах обсуждаются способы реставрации, а восхищённых отзывов колонки S90 снискали много-много тысяч. И каждый день этих восторгов прибавляется. Многие сотни акустических систем этой серии служат верой и правдой в настоящее время, чего никак нельзя сказать об электронике-однодневке, которую сейчас производят в мире.

Назначение

Относительно области применения можно говорить очень много. Колонки "Радиотехника S90" должны были высококачественно воспроизводить музыкальные и речевые программы в условиях бытового стационара. Конечно, они были не в каждой семье, и наверняка счастливы были те, кто жил в доме, где их не было. Там, где они были, на любом этаже и в любом подъезде многоквартирного дома покачивались люстры, и звенел в сервантах хрусталь.

Хватало одной такой акустической системы, где колонки "Радиотехника S90" работали даже не на полную громкость. Вся пятиэтажка была знакома с музыкальными вкусами счастливого обладателя. Особенно хорошо жилось соседям, если он пользовался усилителем типа "Корвет". Стоили советские колонки S90 довольно дорого - 300 рублей за две штуки, поэтому чаще всего покупались они постепенно, по одной. Даже так приходилось платить несколько больше, чем зарабатывал инженер за месяц. Несмотря на множество недостатков, предел мечтаний каждого меломана конца 70-х годов прошлого века - колонки S90.

Характеристики

Все люди, слушающие музыку, хотели приобрести эту акустическую систему, поскольку она действительно была прорывом в настоящий звук. Импортную аппаратуру в те времена имели буквально единицы, а качество звучания советских магнитофонов не устраивало практически никого.

А тут рижский производитель выпускает трёхполосные колонки с частотным диапазоном до 20 килогерц, с паспортной мощностью до 90 ватт (номинально, правда, 35, но и это прекрасно). В то время как советская звуковоспроизводящая аппаратура была однополосной и с мощностью максимум в пять ватт, колонки S90 характеристики имели отменные и впечатление производили просто ошеломляющее.

Качество

Спрос на них был огромен, производство было налажено более чем массовое, а потому по качеству возникали всяческие нарекания (кроме, пожалуй, внешнего вида). Из-за того, что люди покупали колонки постепенно - по одной, получалось так, что они звучали абсолютно по-разному. Впрочем, даже те, кто купил две сразу, нередко сталкивался с этой же бедой. С 1982 года их стали выпускать и пускать в продажу сугубо парами - левая и правая, расположение органов управления и динамиков стало зеркальным, тогда удалось немного сгладить данную проблему.

В любом случае, акустические колонки S90 стали первой системой, сделанной в СССР, которая удовлетворяла требованиям, предъявляемым по международным документам на аппаратуру категории Hi-Fi. Тем более что с течением времени акустические системы этой линии совершенствовались. Например, S-90B и S-90D значительно расширили диапазон частот, была введена индикация электрической перегрузки и ещё более стильным и дорогим стал внешний вид.

Подробности

Трёхполосная напольная акустическая система, снабжённая фазоинвертором, с диапазоном воспроизводимых частот от 25 до 25 000 герц. Усилитель для колонок S90 возможен с рекомендуемой мощностью от 50 до 150 герц. Номинальная мощность акустической системы 35 ватт, предельная - 90, кратковременная - 600. Размеры колонок S90 - 710 х 360 х 285 миллиметров. Вес одной колонки - 23 килограмма.

Динамики в колонках S90: низкочастотный 75 ГДН-1-4 с диаметром диффузора 220 миллиметров, среднечастотный 20 ГДС-1-8 - 105 миллиметров, и высокочастотный 6 ГДВ-6-16 с мембраной 26 миллиметров. Корпус прямоугольный, неразборный, отделка - шпон. Толщина стенок 16 миллиметров, на лицевой панели - фанера 22-миллиметровая. Стыки на стенках жёстко укреплены. На головках декоративные чёрные накладки на четырёх элементах крепежа, а внутри защищены пластмассовым конусообразным кожухом. На лицевой стороне головки защищены выпуклой сеткой из черного металла. Внутри для подавления резонансов и звукового давления - мат из технической хлопковой ваты и марли.

Внутри

На одной из внутренних плат помещаются электрические фильтры для разделения полос акустической системы. Сейчас любители ретроакустики утверждают, что реставрация колонок S90 не только возможна, но и значительно повысит все предусмотренные производителем возможности. Все провода, которые располагаются внутри, тонкие и ненадёжные, реставраторы меняют на современные медные.

Пересматривается схема, меняются динамики. Но многое из того, что было сделано ещё в 70-х годах, остаётся на месте. Радиотехнику, как и многое другое, в те времена изготавливали с большим запасом прочности и намного опережая своё время. Фильтры и блок индикации в конструкции с резисторами типа ВС, ППБ, С5-35И, СП3-38Б и МЛТ, конденсаторы К75-11, К50-12, МБГО-2, катушки индуктивности на литых каркасах.

В комплекте

Нужно отметить, что стоящие прямо на полу колонки давали менее качественное звучание, нежели стоящие на постаменте высотой примерно полметра. Производитель это, видимо, хорошо знал, а потому в комплект входили пластмассовые ножки, по четыре на каждую колонку. Их можно было прикрепить на основание корпуса. Также в комплект входила декоративная съёмная рамка, которая имела и чисто практическое значение.

Тонкое трикотажное полотно, которым она была обтянута, значительно улучшало проходящий сквозь него звук, обладая прекрасной акустической прозрачностью. Колонки прекрасно сочетались с любыми видами существовавшей тогда бытовой радиоаппаратуры. Автором разработки является Роланд Паулович Керно, о котором до сих пор ходят легенды среди людей, близких к акустике. Работать он начал на этом предприятии с конца сороковых годов, и буквально всё, что "Радиотехника" производила, разрабатывал именно он.

Сравнительные характеристики

Акустическая система S90, безусловно очень мощная и современная, но уже тогда имела длинный ряд недостатков. Впрочем, любители хорошего звучания делали ремонт колонок S90, и тогда уходил гул на низких частотах, который непременно возникал при большой громкости, убиралось неприятное цоканье, которое присуще высокочастотной головке 6ГДВ-1-16 (в последующих модификациях её заменили).

Качество воспроизведения, может быть, и уступает некоторым современным акустическим системам, но глубина звучания на низких частотах просто неповторима. Очень редко встречаются, скажем, китайские сабвуферы, которые дают приблизительно такие же глубокие басы. Например, в акустической системе домашнего кинотеатра Xoro HSD 6040. Но и цена этих изделий несопоставима. Впрочем, сейчас колонки S90 стоят тоже недёшево, но всё-таки значительно меньше.

Для ремонта: слабые места

Высокочастотный и среднечастотный динамики спустя столько лет есть смысл заменить. Низкочастотный можно просто перемотать, в интернете подробно описана эта не слишком трудоёмкая процедура. И немедленно установить ручку громкости на усилителе так, чтобы динамик не выбросил катушку из магнита, то есть на полную громкость нельзя, есть опасность вообще порвать динамик НЧ. Фазоинверторы можно прикрыть. И, конечно, поднять колонки с пола - на ножки или, чтобы не поцарапать паркет, на постамент, который придётся изготовить самостоятельно.

Многие меломаны из той когорты, что с паяльником родились, модифицируют и улучшают свои любимые акустические системы марки "Радиотехника". Самое интересное, что хватает одного раза - колонки будут работать ещё лет тридцать и даже лучше, чем прежде. Убирают ватно-марлевый матрас, заменяя его на хорошую звукоизоляцию из двух слоёв качественного, но недорогого ватина, обклеивают нужные места войлоком, даже реставрируют корпус, если он за долгую жизнь претерпел много переездов и побился или погнулся (проволочные решётки на динамиках выпуклые, поэтому немудрено). Мастеровитые меломаны переделывали и перепаивали почти всё, в итоге получали превосходную акустическую систему.

Аудиокабели и подвесы для диффузоров

Можно кабель купить готовый, но многие распаивают провода сами. Хорошо работает аудиокабель из витой пары для соединения с компьютером, телевизором или магнитофоном, а для связи усилителя с колонками прекрасно себя зарекомендовал силовой медный провод. Сечение нужно выбрать не менее полутора квадратных миллиметров, и чем дальше отстоят колонки от усилителя, тем провод должен быть толще.

Очень внимательно нужно отнестись к подвесам на диффузоры динамиков - среднечастотного и низкочастотного. Это резина по его краю, на которую диффузор наклеивается. Резина эта должна быть "родная", от производителя. Иначе диффузор не прикрепится наглухо. Старый и добрый подвес покрывается силиконовой смазкой, которая продаётся в специальных магазинах радиотоваров.

Комплектующие

Прежде всего, это усилитель. Советские уже выработали все свои сроки годности, но если есть навыки владения паяльником - сие не страшно. Импортный усилитель слишком повысит стоимость и так недешёвой техники S90, которую ещё предстоит ремонтировать. Слишком современный и дорогой усилитель этим колонкам ничего не даст, поскольку качество звучания зависит не от него, а от акустической системы.

Ничего заметно лучше звучать не будет. Всё равно какой усилитель, даже ламповый "Прибой-50-УМ", подойдёт. Смотреть надо не на дату изготовления, а на мощность. Сильнее 50 ватт на один канал ни к чему, и без того стены будут приплясывать, а пол ходуном ходить. Но если соседей не жалко - дело хозяйское.

Результат после ремонта

Если сделать подробный ремонт колонок S90 и протестировать их работу тщательно, можно добиться результатов практически непревзойдённых. Даже напольные акустические системы jbl модели этого года, за которые нужно отдать почти 50 000 рублей, да ещё и совместно с усилителем Yamaha, такого красивого звучания не дают.

Доработка внутри и снаружи

Когда у владельца "Радиотехники" 1981 года выпуска появляется мысль "доработать напильником" старые колонки, такого результата он вряд ли будет ожидать. Правда, переделывать придётся почти всё. Доработать корпус, убрать все образовавшиеся щели с помощью эпоксидной смолы, поменять вату и марлю на ватин, проводку в колонках тоже полностью перепаять.

Демонтировать динамики, два заменить в любом случае, а третий можно и просто перемотать. Обшивку ватином можно выполнить при помощи мебельного степлера. Трубу фазоинвертора приклеить на герметик и обтянуть ватином. Переключатели, которые на плате, в этой акустической системе не пригождаются, их можно просто отключить или все ненужные элементы с этой платы вообще убрать.

Доработка звучания

Вся эта реставрация, безусловно, сделает звук лучше. Но идеальным он станет только после долгой настройки. Бас приобретает недостающую чёткость, верха становятся воздушнее, прозрачнее. А вот со средними частотами придётся побороться с упорством. По центру мы слышим чаще всего вокал. Так вот ему явно не хватает звонкости. Попробовав несколько других, "неродных" динамиков, один всё-таки рано или поздно окажется удачным.

Не понадобится овладевание основным способом доработки среднечастотных динамиков - магическим: говорят, что если пропитать подвес волшебным герметиком, состоящим из двух частей крови дирижёра и одной части ацетона, то можно динамик не менять. Однако в строительных магазинах обычно руками разводят.

Итого, финансовые затраты на полный ремонт колонок S90: акустику сильно поношенную (а всё равно всё менять, кроме корпуса) можно приобрести примерно за тысячу рублей; высокочастотные динамики - 500 рублей; среднечастотные динамики - 110 рублей; ватин - 150 рублей; клей, скобы степлера (сам степлер можно у соседа попросить), шурупы и другая мелочь - в точности посчитать трудно, но это пустяки. Значит, вот эта превосходная акустика обойдётся находчивому и умелому меломану менее двух тысяч рублей.

5 февраля 2010 в 00:45

Доработка S90 или как их заставить «петь» при минимальных затратах

  • DIY или Сделай сам

Как оно начиналось

Была у меня давно мечта - купить легендарные S90 и доработать их напильником, что бы сделать бюджетное решение на зависть всем. Долго мониторя различные барахолки я таки купил на одной колонки 35АС-212 «Радиотехника» S90 что 1981 выпуска (мои ровесники;)).
Состояние снаружи на твердую 4, внутри кривыми лапками никто не ковырялся. Минус был только один - басовик из одной АС был убит, о чем было мне честно сообщено, ну и очень мне не понравилось то что оба НЧ динамика покрасили серебрянкой (хорошо что краска не глубоко краска т.е. масса диффузора возросла ненамного).
За 1000 р. купил наборчик для творчества.
Будем дорабатывать.
Ох, чувствую сильные полемики между сторонниками доработок советской акустики и сторонников её закопать окончательно и без поворотно.
Сразу прошу прощения за качество фоток, ибо на момент доработки, да и сейчас у мне нет цифромыльницы кроме телефона.

Полезем внутрь

После прослушивания решил разобрать каждую колонку на предмет соответствия внутренностей паспортам колонок. Как выяснилось в качестве ВЧ стоят 10ГД-35, СЧ 15ГД-11А, а НЧ 35ГД(чего-то) не запомнил но с резиновым не пересохшим подвесом.
Первым делом я перемотал НЧ динамик.
Восстановление динамика для меня не составляло никаких проблем ибо занимался этим очень часто в молодости за денюжку. Оправки подходящего диаметра у меня к сожалению не оказалось, но голь на выдумки хитра и я отправился со штангенциркулем в кармане в ближайший строймаг. В качестве оправки купил какую сантехническую трубу вроде бы рублей за 20. Распилил её вдоль (это необходимо так как после намотки снять с оправки катушку иначе будет практически не возможно).
Прибавим еще 20 минут на намотку и центровку и сутки на просушку динамика. Все, динамик заиграл без посторонних призвуков и так же как не тронутый.

Начнем с ВЧ динамиков

Послушав результат и почитав великий интернет, начал думать дальше как сделать звук еще лучше. В основном все типы доработок сводятся к замене ВЧ, замене СЧ и демпфированию корпуса.
ВЧ действительно звучат не очень. Есть неприятные призвуки на ВЧ и отсутствие звонкости на СЧ. В ВЧ звене используются динамики куполами из какого то пластика/полиэтилена. Поставил для сравнения 10 Вт динамики с шелковыми куполами, звук по ВЧ стал намного прозрачнее и пропали призвуки которые просто резали слух. В итоге эти безродные динамики около 500 р за пару остались в них. Я покупал их давно и маркировка на них не читается, а что было написано на ценнике не помню. Можно использовать и динамики 10ГДВ с шелковыми куполами.

Замечу что сначала делал одну колонку и сравнивал звучание по тестовым дискам со звучанием оригинальной колонки. После прослушивания решаю оставлять переделку или возвращать все обратно. Все делалось на мой любимый слух который меня вроде бы никогда не подводил.

Доработка корпуса

Дальше я решил заняться НЧ, т.е. доработкой корпуса. Был куплен ватин за смешные деньги 38 р за метр длины и шириной 2 с чем то метра. Так же посмотрев на изготовленные фильтры прислушался к советам поменять всю проводку в колонках.
Демонтировал все динамики из колонок. Вынул фильтр и переключатели. Провода можно смело резать так как их все равно на замену.
Далее вырезал необходимый кусок ватина, взял у друга мебельный степлер, начал их внутри обшивать в 2 слоя.


Трубу фазоинвертора ставим на герметик и тоже обтягиваем ватином.

Следующее что необходимо сделать это доработать фильтр.

Схема фильтра простая

Переключатели я полностью отключил, так как они совершенно не нужны. Ненужные элементы с платы фильтра удаляем.
Меняем все тонюсенькие проводники в фильтре на нормальны медный провод.
Вот фильтр до переделки.

А это медный провод около 4 квадратов использованный почти для всех соединений

В итоге переделанный с убранными делителями и регуляторами


дальше устанавливаем его в корпус и закрываем ватином.
Также ватином закрываем весь СЧ бокс снаружи.

СЧ звено

В принципе после таких доработок, звук изменился в лучшую сторону, бас стал более четким, верхние частоты стали «прозрачнее» и «легче» но средние все равно мне не нравились не хватало верхней середины. Не хватало звонкости в вокале.
Порывшись в своих запасах нашел два 4ГД-8Е в отличном состоянии. Поставил один динамик и долго сравнивал полученный результат. Результат понравился. В одной блюзовой записи услышал удары щеточек по основному барабану. До этого я их не различал.
Но эти динамики простояли в акустике не долго.
Послушав недельку доработанные колонки пришел к выводу к тому что звук начал меня утомлять.
Вероятно все это вызвано тем что динамические головки 4ГД-8Е имеют очень высокую добротность и в закрытом боксе имеют очень изрезанную АЧХ. К сожалению нет нормального микрофона чтобы провести измерения. Да СЧ динамики оснащались ПАС из поролона закрывающего задние отверстия в динамиках. Сам СЧ бокс заполнен распушённой «глазной» ватой.

В интернетах часто писали про 5ГДШ-5-4 и 6-ГДШ-5, про то что они после установки ПАС отлично выдают СЧ. Пройдясь по соседним радиомагазинам купил пару 6-ГДШ-5 4 Ом за 110 р. Насколько я понял их устанавливают в бытовой радиоэлектронной аппаратуре. Заклеил тонким ватином окна в корзине диффузородержателя и поставил их вместо 15ГД-11А, благо установочные размеры у них полностью совпадают. Существует еще один способ доработки СЧ динамиков - пропитка подвеса мистическим герленом размешанным с кровью дирижера оркестра с ацетоном и нанесением тонким слоем на тыльную сторону диффузора. Но вешь я так понял это достаточно редка и в строймагах только руками разводят. Было бы взял на эксперимент ведь 110 р на пару новых динамиков не жалко.

После всех операций собираем полностью акустику и наслаждаемся новым звуком. Звук я тестировал на самодельном усилке высокой верности Сухого (боюсь щаз истинные ценители Hi-Fi будут извергать лучи поноса в мою сторону) Усилок кста я тоже сам собирал, с небольшими доработками по питанию и отыграл он уже точно более десятка лет, но так находится все в том же виде инженерного образца. Подключал все это к Sb Live! Проигрывая flac специальных дисков например аудио доктор. И просто wav и flac дисков которые специально рекомендуют для тестирования звукового тракта.

Итог

Затраты 1000 р. сама акустика
500 р ВЧ динамики
110 р СЧ динамики
рублей 150 ватин, клей скобы для степлера шурупы и прочая мелочь
Итого 1760 р.
Что же мы получили?

Вот такую симпатичную акустику

Далее идет только мое мнение и мнение моих друзей случавших её.
Друг владелец напольников jbl модельку не помню но стоят около 20 000 за однуи ресивера Yamaha, однозначно согласился что после доработки S90 переигрывают его комплект.
Меня звук полностью устраивает. Ходя по разным салонам с акустикой и слушая её я понимаю, что такой звук дешевле 15 000 р. за одну АС не купить.

ЗЫ Сейчас они играют совместно с Простым усилителем Гумеля и предварительным усилителем ВВ Сухого. Подключено все к той же звуковухе SB Live! и работает как фронт к 4.0 звуку для просмотра фильмов на ЖК панельке 37". Реализма в фильмах катастрофах хоть отбавляй. О добавлении саба даже не думаю.

Первой отечественной АС, отвечающей требованиям на аппаратуру Hi – Fi (начальные буквы английских слов high fidelity – высокое качество, высокая верность воспроизведения звука), явилась акустическая система "S-90" 35АС-012: трехполосная, фазоинверторного типа, используются громкоговорители 30ГД-1, 15ГД-11, 10ГД-35. На базе этой модели созданы акустические системы 35АС-016 (с фазоинвертором), 35АС-018 (с фазоинвертором), 35АС-008 (закрытая), 35АС-015 (с пассивным излучателем). Все они имеют близкие параметры и отличаются внешним видом . В настоящее время эта, в некоторой степени, перестала удовлетворять запросы любителей качественного звуковоспроизведения. Учитывая то, что на нынешнем рынке представлен довольно широкий спектр дорогостоящей современной акустической аппаратуры, но не всегда качественной, рассмотрим варианты доработки пары акустических систем "S-90" 35АС-012, выпущенных в 1985 году Рижским радиозаводом им. А. С. Попова, укомплектованных более новыми, на то время, разработками НЧ, CЧ головок - 30ГД-2 и 15ГД-11А. Принципиальная электрическая схема и схема расположения деталей фильтра АС приведены на рисунке 1.

Рис. 1. Фильтр электрический акустической системы "S – 90" 35 АС-012: а - принципиальная электрическая схема; б – расположение элементов на плате

Конденсаторы С1, С2, С4-7 применены тапа МГБО-2, С9, С8 – К73-11. Элементы фильтра смонтированы на 12 мм фанере размерами 210 х 160 мм. Катушки индуктивности установлены в горизонтальном положении и, к тому же, L1, L2 и L3, L4 вплотную между собой соответственно. Сам фильтр закреплен на задней стенке внутри корпуса АС сзади НЧ головки.

Корпус

Аккуратно извлекают защитные решетки головок и сами головки, фильтр и остальные элементы, которые будут ограничивать доступ к внутренним поверхностям стенок корпуса. Проводят профилактику герметичности. Промазывают изнутри силиконовой герметизирующей массой стыки стенок и посадочные места под НЧ, СЧ динамики. Заделывают силиконом (при необходимости) щели между задней, боковыми, нижней и верхней стенками с наружной стороны корпуса, предварительно очистив их от пыли, грязи и клея. Чтобы не испачкать герметикой шпоновую отделку корпуса, ее вокруг щелей закрывают бумажным строительным скотчем. Лишний герметик удаляют. После его отвердевания, острым ножом под металлическую линейку вдоль кромок скотча, в местах его сопряжения с герметизирующим составом, проделывают неглубокий прорез. Скотч удаляют. Герметик используют под цвет корпуса или прозрачный.

Среди многих радиолюбителей, дорабатываемых "S-90", распространенное средство борьбы с вибрациями панелей – увеличение их жесткости путем применения дополнительных "ребер жесткости" (планок), распорок и т. п. Также дополнительно покрывают внутренние стенки звукопоглотителем. Что не всегда оправданно, поскольку такие меры приводят к уменьшению внутреннего объема корпуса, что, в свою очередь, уменьшает и даже исключает эффективность работы фазоинвертора.

Простое увеличение жесткости стенок применением дополнительных "ребер жесткости" или утолщения панелей лишь повышает резонансные частоты панелей и меняет характер распределения их вибраций и излучения, так как изменяются число вибрирующих поверхностей и их размеры. Утолщение панелей, кроме того, увеличивает вес и стоимость оформления. Поэтому для изготовления оформления более целесообразно применять материалы, обладающие повышенными внутренними потерями колебательной энергии при их деформации (повышенным "внутренним трением"), а также достаточно высокой упругостью. Такие материалы, называемые вибродемпфирующими или вибропоглощающими, можно нанести на обычные панели. Вибропоглощающие материалы превращают часть колебательной энергии вибраций в тепло и увеличивают механическое сопротивление панелей, чем понижают амплитуду вибраций. Особенно эффективно вибродемпфирование при резонансных частотах, когда возрастают амплитуды вибраций и деформации на изгиб или сдвиг. Применение на панелях акустического оформления вибропоглощающего покрытия приводит к увеличению общей жесткости панели, а поэтому представляется возможным в 1,5 - 2 раза снизить толщи¬ну панелей без опасения увеличения их вибраций . Поэтому, на внутренние поверхности стенок дорабатываемых АС наносят самоклеющийся вибропласт толщиной 1,5 - 2 мм (гибкий и эластичный вибропоглощающий материал, представляющий собой полимерную самоклеющуюся композицию, сдублированную с алюминиевой фольгой, рис. 2, применяется для снижения вибраций кузовных деталей автомобилей).

Рис. 2 Вибропласт

Для идеально плотного прилегания к поверхности виброизолирующих материалов, изнутри стенки корпуса необходимо подготовить. А именно, ошкурить наждачной бумагой средней зернистости и загрунтовать, например, нитролаком или клеем ПВА. После этого размечают и вырезают необходимые заготовки из куска вибропласта (на некоторых материалах есть специальная разметка в виде формованных квадратиков 1 х 1 см, что позволяет обойтись без линейки и маркера). Отгибают на заготовке уголок защитной пленки и прикладывают ее на намеченное место. Прилагают край материала к поверхности и постепенно, аккуратно разглаживая его, удаляя при этом пленку, наклеивают весь кусок. Окончательно прикатывают материал с помощью ролика, добившись максимального прилегания.

Звукопоглощающее покрытие увеличивает звукопоглощение низших частот до 500…1000 Гц. Степень звукопоглощения должна быть пропорциональна площади поверхности покрытия. Если крепить его на стенках корпуса не вплотную, а на расстоянии 20 – 50 мм от них, то звукопоглощение на частотах ниже 500 Гц увеличивается . Данное условие изготовителем 35АС-012 выполнено – маты с хлопчатобумажной ватой в достаточном количестве расположены на некотором расстоянии от стенок (примерно в центральной части ящика). Поэтому дополнительно покрывать стенки звукопоглотителем не только бесполезно, но и вредно. Валики или подушки из звукопоглощающего материала, подвешенные в геометрическом центре АС дают такие же результаты, как и размещение его на стенках ящика.

Рис. 3. Герметизация швов туннели фазоинвертора

Конструкция порта фазоинвертора 35АС-012 имеет форму изогнутого туннеля необычной конфигурации в поперечном сечении. Это вызвано целью удовлетворения следующим условиям: жесткость и отсутствие резонансных призвуков в материале порта. Он состоит из двух склеенных пластиковых деталей. Места склейки оглядывают. Обнаруженные при осмотре щели заливают дихлорэтаном. После чего в этих точках обе части порта фазоинвертора стягивают струбцинами и высушивают – рис. 3. Полезно также будет оклеить его стенки полосками вибропластом. После такой обработки пластик порта становится жестким и глухим. Рекомендуется установить панель акустического сопротивления (ПАС) на выходе порта фазоинвертора. Это техническое решение, защищенное авторским свидетельством СССР № 577699, позволяет снизить акустическую добротность головки громкоговорителя в несколько раз. Акустическая система с такой ПАС звучит более естественно, без "бубнения" .

Наиболее слабое звено

Частотная характеристика среднечастотной динамической головки 15А - 11А имеет резкий спад выше 4,5 кГц – рис. 4, а, акустическая добротность составляет порядка 11,8. А чем выше добротность колебательной системы, тем сильнее она подчеркивает частоты, совпадающие с резонансными, или близкие к ним. Что, практически, исключает возможность получения полноценного неискаженного звучания при включении ее через полосовой фильтр СЧ, если не принять необходимые меры. Для устранения первого недостатка используют следующею методику.

Рис. 4. Среднечастотная динамическая головка 15ГД-11А (20ГДС-4-8): а – АЧХ звукового давления; б) – габариты и установочные размеры

Отмачивают пылезащитный колпачок головки жидкостью для снятия лака с ногтей, можно растворителями 646, 647 и другими. Аккуратно извлекают его скальпелем (рис. 5, б). Помните, что из-за сильного действия поля магнитной системы на инструмент из стали, неосторожными движениями, можно повредить элементы динамика! Далее вытирают ватным тампоном, смоченным в той же жидкости для снятия лака, диффузор от клея. Промазывают клеем "Момент" нижнюю часть рупора и верхнюю часть звуковой катушки. Просушивают 10 - 15 минут. Опять промазывают обе детали и сразу соединяют их, слегка прижимая (рис. 5, д). Рупоры устанавливают как новые, так и извлеченные, вышеизложенным способом, из старых динамиков (рис. 5, в).

Рис. 5. Приклеивание рупора в 15ГД-11А: а - головка динамическая 15ГД-11А; б - извлечение пылезащитного колпачка; в - головка динамическая широкополосная 10ГДШ-1-4 (10ГД-36К); г - высокочастотные рупоры 10ГДШ-1-4; д – этапы подгонки рупора для 15ГД-11А

Приклеенный рупор разработан для динамической головки 10ГДШ-1. Для нашего случая его следует подогнать. Подгонка заключается в его подрезании, измеряя при этом АЧХ динамика. Для этого размещают динамик на одной оси с микрофоном (желательно измерительным), в пределах 40 – 50 см, в комнате не ближе 1 - го метра от стен, мебели и т. п. Микрофон подключают в соответствующий порт видеокарты компьютера, а динамик к усилителю компьютерных АС. Запускают программу RightMark 6.2.3 и проводят измерение АЧХ. Срезают край рупора, примерно 1 см. Измеряют АЧХ и сравниваем ее с предыдущей. Операцию повторяют до тех пор пока не получат наиболее ровную АЧХ в приделах средних частот, увеличивая тем самым их диапазон до 10 кГц (рис. 6).

Рис. 6. Амплитудно-частотная характеристика головки 15ГД-11А с дополнительным высокочастотным рупором

Второе и последующие подрезания следует проводить очень аккуратно, срезая не более 3 мм. В итоге, боковая поверхность рупора внутри составила около 7 мм (от пылезащитного колпачка до края обрезки) – рис. 5, д. Обрезка выполняется маникюрными ножницами, поскольку они оказались самым приемлемым инструментом для такого вида работы, имеют миниатюрные округленные режущие поверхности. Обрезанный край, для придания жесткости, пропитывают клеем БФ-2 немного разведенным этиловым спиртом.

Для устранения второго недостатка применяют акустическое демпфирование головки с помощью ПАС. Демпфирование головок звукопоглощающим материалом менее результативно и, к тому же, способствует повышению резонансной частоты. С целью повышения эффективности действия ПАС на подвижную систему, работающей в акустическом оформлении головки, демпфирующею ткань следует располагать как можно ближе к диффузору. Наиболее рационально устроить ПАС в отверстиях диффузородержателя. Для этого, из плотного картона толщиной, примерно, 2 мм вырезают восемь одинаковых элементов (рис. 7, а). Общая площадь отверстий для головки 15ГД-11А должна составлять 22…28 см 2 . Одну сторону каждого элемента смазывают клеем момент. Через 5 минут наклеивают на натянутую, с помощью пяльцев для вышивания, хлопчатобумажную ткань. Через 30 минут ткань обрезают вокруг элементов. Элементы ПАС слегка изгибают и вклеивают в окна дифузородержателя (рис. 7. б). Места склейки дополнительно промазывают клеем . Важно, что бы ткань в отверстиях элементов была натянута, в противном случае эффекта от применения ПАС не будет! Применение ПАС, т.е. акустического демпфера, позволяет затормозить собственные колебания диффузора, в результате существенно снизится время "послезвучания" и заметно повысится качество звучания динамика.

Рис. 7. Головка 15ГД-11А: а - элемент ПАС; б - ПАС в окнах диффузородержателя

Демпфирующее действие ПАС для головки динамической 15 ГД-11А графически представлено на рисунке 8.

Рис. 8. Демпфирующее действие ПАС для головки 15ГД-11А

Эффективность применения ПАС было проверено сотрудниками Бердского радиозавода. В частности, были измерены коэффициенты гармоник среднечастотной головки 15ГД-11А с ПАС и без ПАС. Результаты измерений, приведенные в таблице 1, показывают, что ПАС позволяет значительно снизить коэффициент гармоник в частотном диапазоне, в котором человеческое ухо обладает наибольшей чувствительностью .

Таблица 1. Коэффициенты гармоник головки 15ГД-11А

Частота, Гц

Коэффициент гармоник, %

Резинотканевый подвес, для восстановления эластичности, пропитывают аэрозолем "Кондиционер и натяжитель приводных ремней". После такой доработки существенно увеличился частотный диапазона головки, до 10 кГц (!), улучшились линейность АЧХ звукового давления и, самое главное, качество звучания акустической системы в целом.

Разделительные фильтры

В пассивных разделительных фильтрах важную роль играет их конструкция, а также выбор конкретных элементов – конденсаторов, катушек индуктивности, резисторов, в частности, большое влияние на характеристики АС с фильтрами оказывает взаимное размещение катушек индуктивности, при их неудачном расположении вследствие взаимной связи возможны наводки сигнала между близко расположенными катушками. По этой причине их рекомендуется располагать взаимно перпендикулярно, только такое расположение позволяет свести к минимуму их влияние друг на друга. Катушки индуктивности являются одним из важнейших компонентов пассивных разделительных фильтров . Не рекомендуется размещать катушки между собой ближе 100 мм. Простейший способ доработки фильтра 35АС – 012 (рис. 1, б) - переустановка катушек L1 и L3 перпендикулярно относительно основания и друг друга. Для такого расположения используют пластмассовые уголки, вырезание из корпусов старой аппаратуры или коробок. Следует обратить особое внимание на материал основания, на котором размещены детали фильтра. Оно должно быть из диэлектрика! В некоторых акустических системах, 35АС-1, "S-90" 35АС-212, предшественников "S-90" 35АС-012, монтаж деталей фильтра выполнен на стальной пластине, магнитные свойства которой, негативно влияют на катушки индуктивности и, естественно, на качество звука.

Высокочастотную головку 10ГД-35 шунтируют режекторным фильтром, настроенным на частоту ее основного резонанса 3 кГц. Он представляет собой высокодобротный последовательный LC-контур. Емкость конденсаторов контура - 6,6 мкФ (МБГО и МБМ с допустимым отклонением от номинального значения ±10%), индуктивность катушки - 0.43 мГн, ее обмотка содержит 150 витков провода ПЭВ-1 0,8 мм, намотанных на каркасе диаметром 22 и длиной 22 мм с диаметром щечек 44 мм . Использование, для указанных целей, элементов фильтра акустической системы 10АС – 401существенно снизит затраты и трудоемкость работ. Произведение емкости конденсатора в микрофарадах на индуктивность дросселя в мГн должно быть равно 2,82 (http://www.radiolamp.ru/acoustics/3/). Если 2,82: 6,6 = 0.43 мГн, то для контура с индуктивностью 0,5 мГн легко вычислить емкость конденсатора: 2,82: 0,5 = 5,6 мкФ. Всего лишь нужно подобрать конденсаторы до необходимой емкости - 5,6 мкФ.

Другой вариант доработки - отматывание от катушки индуктивности, величиной 0,5 мГн, лишние витки до необходимых 0,43 мГн. Удобно при этом пользоваться RLC – метром. На место резистора фильтра акустической системы 10АС – 401 (заранее извлеченного за ненадобностью) переустанавливают конденсатор величиной 2 мкФ, а на его место – крепят конденсатор на 4 мкФ такого же типа - МГБО. К выводам конденсаторов подпаивают конденсаторы МБМ для набора емкости необходимой величины в 6,6 мкФ (рис. 9). В результате описанной доработки избавляются от призвуков, дребезга и характерного "сипения" головки 10ГД-35.

Рис. 9. Фильтр акустической системы 10АС – 401, переделанный в режекторный для ВЧ головки 10ГД-35

Проводники

Кабель, соединяющий акустическую колонку и усилитель, вносит определенный вклад в звучание системы. В основном в связи с тем, что кабель обладает определенным сопротивлением. Влияние этого сопротивления не только сказывается на чувствительности АС, но и влияет на распределение мощности между излучателями в колонке. Чтобы максимально исключить данный эффект, площадь сечения провода должна быть как можно больше, а длина – как можно меньше. Кроме того, необходимо, что бы для всех колонок АС длина и сечение провода были одинаковыми. Также нельзя исключать тот факт, что проводник обладает определенной индуктивностью, а два близко расположенных проводника образуют емкость. В связи с этим сдвоенный провод можно рассматривать как LC-фильтр низких частот. То есть, чем длиннее провод, тем сильнее будут гасится высокие частоты. На практике влияние индуктивности провода проявляется лишь при длине кабеля свыше 50 м. . Также, при протекании по акустическому проводу тока звуковых сигналов низкой частоты большого уровня, вокруг проводников кабеля образуется сильное магнитное поле. Это поле оказывает воздействие на протекающие по этим проводникам токи звукового сигнала средних и высоких частот, в результате чего звучание акустической системы становится менее чистым и прозрачным. Решением этих проблем является обеспечение протекания токов низкочастотных составляющих сигнала и токов его средне-, высокочастотной частях по физически разделенным проводникам. Для этого в акустической системе устанавливают дополнительную пару гнезд (винтовых зажимов), к которой подключают вход фильтров СЧ- и ВЧ-громкоговорителей. Таким образом, вход фильтра НЧ- громкоговорителя при этом подключают к отдельной паре входных зажимов . Такое подключение называют "би-вайринг" (bi-wiring), т.е. в две пары проводов к одной акустике. Применение двух- и трехпарных кабелей связи с нагрузкой позволяет заметно уменьшить общее сечение проводников без увеличения взаимного влияния громкоговорителей. Такую акустику с двойным комплектом клемм можно подключить и к раздельным усилителям, что будет уже называться "би-ампинг" (bi-amping), т.е. два усилителя на канал. В последнем случае также избавляются еще и от электрического взаимодействие секций излучателей. В качестве винтовых зажимов применяют приборные резьбовые клеммы. Материал шпильки - латунь, резьба - М6 х 0,5, барашек облит пластиком АВС.

Важнейшим критерием по выбору проводника для АС является ее электрическая мощность. Под электрической мощностью Р, подводимой к громкоговорителю, понимается мощность, рассеивания на сопротивлении, равном по значению номинальному электрическому сопротивлению R н, при напряжении равном U на выводах громкоговорителя: P = U2/R н. В практике проектирования отечественных АС обычно использовалось два вида мощностей – номинальная (электрическая мощность, ограниченная возникновением искажений, превышающих заданное значение) и паспортная (наибольшая электрическая мощность, при которой громкоговоритель может длительное время удовлетворительно работать на реальном звуковом сигнале без тепловых и механических повреждений, обычно в 1,5...2 раза выше номинальной мощности). Согласно технической документации "S-90" 35АС-012, номинальная мощность Р ном. = 35 Вт, паспортная Р пасп. = 90 Вт. Заводом-изготовителем данных типов головок динамических допускается их эксплуатация с напряжением не выше 11 вольт. В таком случае сила тока I, протекающая в звуковой катушке НЧ головки будет равна 2,8 А, а в звуковой катушке СЧ громкоговорителя – 1,4 А. Для расчета сечения проводника необходимо исходить из указанных значений силы тока.

Примечание. Расчет выполнен в упрощенном виде, при условии наличия в цепи только активного сопротивления, при котором косинус угла сдвига фаз тока и напряжения φ равен нулю. В реальной электрической цепи громкоговорителя всегда имеются индуктивное и емкостное сопротивления, называемые реактивными, которые вносят временные изменения значений тока и напряжения.

Музыкальные произведения имеют переменный характер, как по уровню сигнала так и по частоте, поэтому ток в 2,8 А теоретически может иметь место, но не постоянно и на очень коротких по времени участках музыкального тракта, например на при "буханье" большого барабана. Внутренний монтаж "S-90" 35АС – 012 выполнен медным луженным многожильным проводом в ПВХ изоляции сечением 1 мм 2 , что соответствует расчетным данным, поскольку, плотность тока в медном проводнике становит 6 - 10 ампер на квадратный миллиметр. Заметьте, что звуковые катушки громкоговорителей намотаны проводом намного меньшего сечения: 30ГД-1 – 0,1 мм 2 , 15ГД-11А – 0,02 мм 2 , 10ГД-35 – 0,005 мм 2 . Общее сечение проводов всех катушек составляет 0,125 мм 2 , в восемь раз тоньше за внутренний монтажный провод АС! В цепях питания усилителей мощности эпохи "S-90", номинальной мощностью от 25 до 50 Вт на канал, предусматривались плавкие вставки (предохранители) на ток от 2 до 3 А, и это, прежде всего, для питания схемы а потом нагрузки.

Реальный звуковой сигнал носит импульсный характер. На сигнале с крутыми фронтами, даже на частотах звукового диапазона, в значительной степени проявляется скин-эффект (от английского skin – наружный слой, оболочка) – эффект вытеснения тока к поверхности проводника, что приводит к возрастанию эффективного сопротивления соединительных кабелей. .

Низкочастотные сигналы распространяются практически по всему объему проводника, а распространение высокочастотных сигналов происходит, в основном в тонком приповерхностном слое. Этот скин-эффект резко увеличивает сопротивление проводника и слегка уменьшает его индуктивность. На рисунке 10 показана частотная зависимость импеданса медных проводников различного диаметра длиной 1 м. При f 100 кГц доминирующую роль играет индуктивность . Медный провод диаметром 0,16 мм до частоты 20 кГц не меняет своего сопротивления, но имеет относительно большую величину, почти 1 Ом. Значительно снизить сопротивление проводника и оставить его неизменным во всей полосе звуковых частот позволит применение нескольких изолирований жил диаметром не более 0,16 мм. Пучок эмалированных проволок перевитых особым способом (от нем. Litzen - пряди и Draht - провод) называют литцендратом.

Рис. 10. Частотная зависимость импеданса медных проводников круглого сечения длиной 1 м

Таким образом, акустические кабели должны иметь не только минимальное сопротивление и индуктивность, но обладать минимальным скин-эффектом. Подключение громкоговорителей, особенно СЧ – ВЧ, лучше выполнить литцендратом или медным проводом, покрытым тонким слоем серебра . Серебро обладает наибольшей удельной проводимостью среди всех металлов, и тонкий его слой, в котором, благодаря скин-эффекту, и протекает бо́льшая часть тока, оказывает сильное влияние на активное сопротивление проводника.

При выборе монтажного провода необходимо также учитывать принцип подключения акустики через 2-е пары контактов, что, естественно, пропорционально распределяет мощность между НЧ и СЧ – ВЧ каналами. При равной чувствительности головок предельная шумовая (паспортная) мощность на частоте раздела, в нашем случае, 500 Гц для НЧ канала – 56 % от общей мощности, а для СЧ-ВЧ – 44 %. Между СЧ и ВЧ головками мощность при частоте среза 5000 Гц распределиться по 41,5 % и 2,5 % соответственно. Такое разделение мощности нельзя считать безусловным, но грубых ошибок при расчетах можно избежать. Головки АС отличаются как по чувствительности, так и по величине номинального электрического сопротивления (табл. 2). Различие в каждом из этих параметров приводит к необходимости соответствующего выбора подводимого к головке напряжения для получения равномерной АЧХ по давлению . А напряжение, подводимое к головке, является одним из доминирующих показателей, влияющих на мощность.

Таблица 2. Основные параметры головок, примененных в акустических системах "S – 90" 35АС – 012

Название головки по ГОСТ 9010-78

По ОСТ 4. 383.001-85. Современный аналог

Предельная шумовая (паспортная) /предельная долговременная/предельная кратковременная мощность, Вт

Номинальная мощность, Вт

Номинальное сопротивление, Ом

Диапазон частот,

Гц

Неравномерность частотной характеристики, дБ

Стандартное звуковое давление, Па

Частота основного резонанса, Гц

Уровень характерной чувствительности, дБ/мВт

Габаритные размеры (в плане), мм

Высота, мм

Масса, кг

Примечание. Сведения о параметрах взяты из множества источников, не всегда исчерпывающие, а порой и противоречивые (указанные в скобках).

Следует отметить, что, в домашнем акустическом оформлении, влияние проводников на качество звука ничтожно мало, по сравнению с другими факторами. Надлежит уделять внимание более важным элементам, акустическим свойствам помещения, правильности расстановки аппаратуры. Сведения об исключительности кабелей из бескислородной меди, из проводов с "ориентацией" поверхностного слоя проводника, влияющей на прохождение звукового сигнала в том или ином направлении, не более чем реклама.

Электрическая часть доработанной системы

Принципиальная электрическая схема приведена на рисунке 11,а. В фильтре применены конденсаторы с максимальным рабочем напряжением 160 В: К73-11 (C1, С10, С11); К73-16 (С2-4); МБГО-2 (С5 – 9); параллельно включенные МГБО-2 и МБМ (С13). Монтаж выполняют одножильным медным проводом сечением 1 мм 2 (извлеченный из кабеля связи с воздушной изоляцией каждой жилы) и проводом МГШВ (гибкий многопроволочный, токопроводящие жилы из луженной медной проволоки, обмотанные электроизоляционным шелком с ПВХ изоляцией, для внутри- и межблочного монтажа различной радиоэлектронной аппаратуры и приборов на номинальное напряжение до 1000 В переменного тока частоты до 10 000 Гц), сечениями 1,5 мм 2 (для низкочастотного звена) и 0,5 мм 2 (только в фильтре СЧ – ВЧ звена). Соединение между собой клемм, делителя, фильтра и ВЧ головки осуществляют проводом ЛЭПШД 500 х 0,05 (провод круглого сечения 0,98 мм 2 с жилой, скрученной из 500 медных проволок диаметром 0,05 мм, изолированных лаком на полиуретановой основе, с двухслойной обмоткой из натурального шелка, рекомендованного для диапазона частот 250…500 кГц, с удельным электрическим сопротивлением, при 20˚C, 0,0158…0,018 Ом/м). Регулятор уровня воспроизведения можно не подключать.

Рис. 11. Фильтр электрический акустической системы "S – 90" 35 АС-012 после доработки: а - принципиальная электрическая схема; б – расположение элементов на плате

Все элементы размещают на фанерке родного фильтра "S – 90" 35 АС – 012, (рис. 11, б). Особое внимание следует уделить взаимному расположению катушек индуктивности. Детали должны быть жестко закреплении. Соединения выполняют как можно короткими проводами, не допуская их провисаний. Элементы фильтра не должны соприкасаться. При необходимости, для плотного монтажа, используют герметик, стяжки, изоляционную ленту и т. п. В противном случае, в результате воздействий вибраций корпуса и колебаний воздуха внутри АС, детали фильтра будут дребезжать и издавать неприятные призвуки. Фильтр крепят к нижней стенке внутри корпуса, тем самым минимизируют влияние на катушки индуктивности магнитного поля НЧ динамика.

Установка динамиков

Перед установкой, прежде всего, НЧ и ВЧ головки (СЧ головка уже приведена в норму) осматриваются на предмет целостности конструкций, особенно в местах склеивания, отсутствия механических повреждений деталей, целостности подвесов у НЧ динамика. Он может быть резиновым или полиуретановым (35АС – 018). Подвес, изготовленный из не очень качественной резины, со временем затвердевает. Полиуретан разрушается примесями серы, содержащей в воздухе. Устраняется проблема подвесов путем их замены. Альтернативным решением для резинового подвеса, не имеющего повреждений, может быть его пропитывание кондиционером и натяжителем приводных ремней. Замена подвесов весьма трудоемкая работа, требующая неких знаний и навыков. Места отслаивания центрирующей шайбы или подвеса от диффузородержателя промазывают клеем с простым названием 88, после чего, склеиваемые поверхности прижимают. Необходимо также убедиться в отсутствии касания звуковой катушки элементов магнитной системы. Восстановление внешнего вида диффузора выполняют простым окрашиванием его черным маркером, заправленным спиртовыми чернилами (на нем написано: "alkohol"). Некоторые "доработчики" используют принтерную краску. Это не правильное решение, поскольку она имеет свойства быстрого выгорания и смывания обыкновенной водой. У ВЧ головки снимается акустическая линза для освобождения куполообразного диффузора с звуковой катушкой. Аккуратно извлекают его и убеждаются в целостности звуковой катушки. Очень часто ее витки отделяются от каркаса в процессе эксплуатации. При обнаружении указанного дефекта, диффузор с звуковой катушкой заменяют новым. Для профилактики звуковую катушку промазывают клеем БФ – 2, немного разведенным этиловым спиртом. Целесообразно провести испытание головок с измерением АЧХ звукового давления. Громкоговорители, не поддающие ремонту, заменяют новыми.

Еще одним эффективным способом уменьшения вибраций, следовательно, и нежелательных призвуков, заключается в "мягком" крепление головок . Их монтируют на резиновые прокладки. Необходимо, чтобы крепящие элементы не соприкасались с диффузородержателем. Для этого подбирают трубку необходимого диаметра, например полихлорвиниловую, с плотным прилеганием к стенкам монтажных отверстий динамика, обеспечивая при этом свободное вхождение шурупов. При необходимости отверстия рассверливают до нужных размеров. Под сеточки с декоративными ободками также подкладывают резиновые шайбы в местах отверстий. Следует заметить, что НЧ и СЧ головки монтируются в углубления. По этому, необходимо в четырех местах вокруг каждого динамика подложить резинки, например с велосипедной камеры, для предотвращения касания к корпусу боковых частей дифузородержателей.

Облицовочные и декоративные элементы оказывают значительное влияние на частотную характеристику АС. Существенное воздействие может оказать декоративный материал, закрывающий отверстие фазоинвертора, особенно проход, вследствие больших колебательных скоростей воздуха. Решетки и жалюзи могут иногда вызывать резонансные явления и в частотной характеристике громкоговорителя появятся дополнительные пики и провалы. Лицевую часть головки 10ГД-35, вокруг акустической линзы оклеивают фетром или плотной тканью. Это обеспечит как мягкое ее крепление, так и минимизацию дифракции, проявление эффекта реверберации звуковых волн, что, в свою очередь, ослабит резонансные явления между головкой и решеткой. Акустическая система 35АС-1, имеет съемную декоративную панель. В технической документации, указанной АС, рекомендуется панель снимать при прослушивании высококачественных программ, при работе на предельно допустимых мощностях. На рисунке 12 представлены графики АЧХ звукового давления громкоговорителей 15ГД-11А и 10ГД-35 в открытом исполнении (кривая белого цвета) и закрытых декоративными сеточками (кривая зеленого цвета), предусмотренными конструкцией акустической системы "S-90" 35АС-012. Особых различий не наблюдается. Вывод: в данном устройстве снимать защитные декоративные сетки нет особой необходимости, поскольку их наличие на АЧХ головок в рабочем частотном диапазоне не влияет. Следует руководствоваться субъективными оценками после прослушивания реального звукового сигнала через акустическую систему с декоративными сетками и без таковых.

Рис. 12. АЧХ звукового давления громкоговорителей: а – 15ГД-11А; б - 10ГД-35

Описанная методика доработки звуковых колонок "S – 90" 35 АС – 012 полезна будет и для переделки громкоговорителей и других моделей, а также изготовления акустических систем своими руками.

Литература

1. Алдошина И. Высококачественные акустические системы и излучатели, М.: Радио и связь, 1985.
2. Эфрусси М. М. Громкоговорители и их применение – М.: Энергия, 1976. – 64 – 66 с.
3. Молодая Н. Акустическое демпфирование громкоговорителей. Радио, № 4, 1969.
4. Сысоев Н. Улучшение звучания 35АС-012 (S-90). Радио, № 10,1989.
5. Бурко В. Бытовые акустические системы. Эксплуатация, ремонт – Минск: "Беларусь", 1986.
6. Маслов А. Еще раз о переделке громкоговорителя 35АС-212 (S- 90). - Радио, 1985. № 1, С. 59.
7. Попов П. повышения качества звучания громкоговорителей – Радио, № 6, 1983.
8. Шоров В. Улучшение звучания громкоговорителя 25АС-309 – Радио, № 4, 1985.
9. Горшенин Д. Сравнение конденсаторов в кроссовере АС. Радио, №№ 8, 9, 10, 2009.
10. Кунафин Р. И снова 35АС... – Радио, 1995, 5, с. 19, 20.
11. Афонин С. Создание акустических систем в домашних условиях – М.: Эксмо, 2008.
12. Быструшкин К. Акустика, с которой мы живем. "Stereo & Video" N 11 1997.
13. Петров А. Звуковая схемотехника для радиолюбителей, Санкт – Петербург: Наука и Техника, 2003 год.
14. Бранс Дж. Электронное конструирование: методы борьбы с помехами, М.: "Мир", 1990.
15. Сапожков М. А. Акустика: справочник – М.: Радио и связь, 1989.


Дата публикации: 05.02.2015


Мнения читателей
  • Автор / 09.08.2019 - 21:29
    Необходимо произвести измерение общей емкости. На конденсаторах, вероятно, есть надпись допустимых отклонений +/- 10%. Если каждая емкость имеет -10%, то общая будет как раз то, что в схеме. Никакого негативного влияния Вы не услышите, но я бы придерживался схемы.
  • Сергей / 07.08.2019 - 21:47
    Здравствуйте,ответьте пожалуста, вопрос в следующем, в моей колонке стоят 4 металлобумажных кондетсатора по 30 мгф, в параллель получается превышение на 10мгф, будет ли иметь это какое то негативное последствие для низкочастотного динамика?
  • Сергей / 30.07.2019 - 09:54
    Доброго дня. Вопрос: где можно взять рупор для доработки СЧ-головки? Покупать отдельно 10ГД-36К и снимать оттуда, или есть варианты?
  • IVK / 19.07.2019 - 22:14
    Простите, погорячился ибо Вами указаны не диаметры)))) а площади!
  • IVK / 19.07.2019 - 22:12
    Я так понимаю, что если Автор всё ещё не внёс исправлений - значит никто об этом в комментариях не указывал. Автор, Диаметры всех Вами указанных намоточных проводов не соответствуют действительности. Вами указано: 30ГД-1 – 0,1 мм2, 15ГД-11А – 0,02 мм2, 10ГД-35 – 0,005 мм2.
  • Автор / 17.07.2019 - 14:44
    Ответ на комментарий Христова от 11.07.2019 года. Все очень просто. Я уже об этом писал в комментариях. Дело в том, что в динамиков не полярности «+» и «-», ведь звуковой электрический сигнал имеет переменный характер. Но, принято считать, что если к динамику подать постоянное напряжение согласно маркировки «+», то диффузор сместится наружу. Это нужно для того, что бы при подключении трех динамиков в одной АС, при подаче звукового сигнала, они двигались синфазно (в одном направлении). А поскольку каждый элемент фильтра (конденсатор, резистор) сдвигает фазу, то и динамики следует подключать соответственно. Из-за этого полярность подключения головок на выходе фильтра будет не одинаковая. Еще учитывается расположение акустических центров головок, которые в данной АС расположены не на одной оси. В старых АС, где использовалась только одна головка полярность не указывалась.
  • Автор / 16.07.2019 - 21:53
    Ответ на комментарий Олега от 07.07.2019 года. В части 4 этой статьи, опубликованной 5.10.2016 года на этом же сайте (http://www..html) переделено внимание выбору типов, подбору необходимого номинала, взаимного расположения конкретных элементов фильтра – катушек индуктивности, конденсаторов, резисторов. Вероятно, Вам не знакома указанная часть статьи. Советую прочитать. В ней найдете ответы на многие вопросы. Делитель статье не учитывается. Его вообще можно исключить.
  • Христов / 11.07.2019 - 16:56
    Здравейте!Пиша от България.Имам тези тонколони от 80-те години.Бихте ли обяснили защо (+) от входа на тонколоната отива на (-) на 30ГД?Същото е и на 15ГД-11.Благодаря!
  • Олег / 07.07.2019 - 17:42
    Здравствуйте уважаемый автор! Делаю все по вашей методике не имея полного представления в деталях и столкнулся с не большими вопросами.. Подскажите пожалуйста, "параллельно включенные МГБО-2 и МБМ (С13)" это тоже самое получается, что и С12 по схеме и можно ли заменить на паралельно подключенные конденсаторы 3шт.К73-16 2,2 Мгф вместо метало-бумажных для нужного объема в 6.6 Мгф? И еще у меня возникло не понимание относительно резисторов R1 и R2, которые находятся в делителе с номиналами 4.3 и 10 Ом, их не было в старом фильтре, хотя и по схеме наблюдаются...В моем случае в старом фильтре находилось 4 бочонка МБГО-2 по 30 Мгф, которые я подключил паралельно с общей суммой 120 вместо положенных 110 Мгф, не помешает ли превышение в 10 Мгф? Катушку L5 я дозаказал по номиналу, только провод там был использован ПЭТВ-2 0,71мм вместо рекомендованных вами ПЭВ-1 0,8 мм, насколько это критично в данном случае? Заранее благодарю за понимание и ответы на мои вопросы.
  • Автор / 07.06.2019 - 21:13
    Конечно можно. Литература рекомендует в фильтрах применять конденсаторы с рабочим напряжением не меньше 100 В.
  • Олег / 07.06.2019 - 17:36
    Доброго времени! Извиняюсь за не уместный вопрос заранее, но хотел уточнить, возможно ли заменить по вашей схеме конденсаторов С1,С11 с 160В на 400В и С12 вместо 160В на 250В? Допустимо ли такое?
  • Владимир / 14.12.2018 - 01:17
    Доброго всем дня! Сегодня удача мне улыбнулась! Я наткнулся на вашу статью и понял, пошел хыбным шляхом. Я никогда, профессионально, не занимался радиоэлектроникой, но полез усовершенствовать. Пользовался статьями которых полно в нете и не подкреплены глубокими знаниями. Владимир, у меня к Вам не очень скромная просьба. Я оставлю свой номер тел.(0675202057), бросьте, пожалуйста, СМС с инфой которая даст возможность с Вами пообщаться. Если, конечно, у Вас есть возможность и желание. Мне, дилетанту, так проще объяснить суть проблемы. Спасибо.
  • [email protected] / 10.09.2018 - 07:31
    Уважаемый автор,друзья здравствуйте! У меня S90 с 1982 года и только сейчас понял,что они глючат,средние и высокие.Уделил вечер, установлено, что при сборке АС допущены 2 технологические ошибки: Первая и она самая заковыристая, 15ГД-11А помещен в колпак,тыл его герметичен и он не дышет, отсюда столько нареканий на этот динамик, все его меняют на что-то другое.ВСЕ ПРОСТО! под СЧ динамик с тыльной стороны подложите 4 втулки высотой 5 мм (можно 4 гайки на 10).На пластелин приклейте гайки а потом установите динамик СЧ и он запоет идеально и не будет мешать ВЧ головке. С ВЧ головки с лицевой стороны снимите ВСЮ бутафорию,сетка почемуто изготовлена из стали и притягиваетя магнитом ВЧ динамика (это не правильно).Устраните эти 2 технологические ошибки производителей и ВЫ скажете.Какие замечательные конструкторы придумали S90 !!!
  • Автор / 25.07.2018 - 18:35
    Извините, часть 4 по следующей ссылке: http://www..html Часть 5 в разработке, скоро будет.
  • Андрей / 23.07.2018 - 23:33
    А откуда 5 часть? Если всего 3 части доработки 35ас-12. Может я что пропустил, киньте ссылку про 5 часть.
  • Автор / 23.07.2018 - 19:19
    Руководствуйтесь рекомендациями из 5-й части статьи по вопросам замены элементов и их взаиморасположения. В ВЧ части фильтра можно установить режекторный фильтр. Если СЧ головку дорабатывать не будете, то пожалуй и все.
  • Андрей / 22.07.2018 - 23:57
    ДОбрый день. У меня такой вопрос. Есть колонки Орбита 35ас-016 с регуляторами. могу прислать фото как расположены внутри фильтра. Как и что мне улучшить. Паяльник держать умею. И чуток читать схемы. Может кто подскажет, что сделать и по какой схеме. Спасибо.
  • Rush / 26.05.2018 - 02:42
    Отлично! Только обклейка корпуса 3мм виброизолятором уже сделало звук чище и приятней. Что хорошо, то что в S-90f уже убрали всё что можно в фильтре. Осталось сделать ПАС для сч.. Клеил вот такую штуку https://www.ulmart.ru/goods/3774803 . Результат очень заметен и радует. Спасибо вам!
  • Александр Б. / 22.05.2018 - 15:44
    Благодарю вас за ответ.
  • Автор / 22.05.2018 - 15:17
    Алдошина И. в своей книге заметила, что дополнительные ребра жесткости стенок и распорки не устраняют резонансов, а распределяют их по новым поверхностям этих же ребер жесткости и распорок. А вот нанесение на поверхность стенок материала с повышенными внутренними трениями позволяет применить материал для стенок меньшей толщины. По сути вибропласт виртуально утолщает стенки, тем самым снижает нежелательные резонансы. Сделать ПАС для СЧ головки – это первое, что необходимо сделать. Игра свеч стоит.
1 Все началось с того что старый добрый друг привез мне на прошлый день рождения (октябрь месяц) колонки - легенду времен Советского союза. Включили послушали, разобрали поняли, что легенда сильна, но изрядно потрепана. Было принято решение "освежить" колонки, улучшить качество их звучания с сохранением "винтажного стиля". Сейчас увлекаюсь современными направлениями электронной музыки и ее звучание на этих экземплярах было совершенно неадекватным. Работа только в ноябре этого года начала подходить к концу. Был доработан корпус, перерасчитан и изменен фазоинвертор, заменены ВЧ, СЧ головки, полностью пересчитан разделительный фильтр. Внешний вид колонок также претерпел некоторые изменения.

1. Краткое описание имеющихся Колонок S90D.
Привезенные экземпляры S90D, как сейчас помню, не терпелось побыстрее подключить и послушать "Легенду". Прослушали несколько дисков с разноплановой музыкой, ожидания к сожалению не оправдались, изрядное бубнение дребезжание элементов корпуса, кричащая серединка, режущие слух верха. Регулировка потенциометрами СЧ - ВЧ (в этой модели они выведены на переднюю панель и предусматривают плавную регулировку) положительных результатов не дало.
Была найдена в сети принципиальная схема этих колонок и произведена их разборка и анализ.

Судя по сгоревшим элементам на плате контроля перегрузок (при перегрузке должны были загораться светодиоды) и регулировок, а так же по деформирмации от высокой температуры пластикового каркаса ВЧ катушки кроссовера было видно, что жизнь колонок была нелегкой. Опасения сразу вызвали обмотки динамиков.

Оказалось что судя по датам изготовления и типам динамиков "родных" динамиков не осталось ни в одной колонке. Все динамики кроме ВЧ были аналогичной модели - достаточно свежими и в хорошем состоянии НЧ: 75-ГДН-1-8, СЧ: 20 ГДС-1-16, а ВЧ вместо 6 ГДВ 6-25 стоял Alphard TW401 8 Ом вместо требуемых 25 Ом, при этом никаких изменений в фильтре замечено не было. Звукопоглощающий наполнитель в корпусе был примерно в объеме 3х литров. В стакане под СЧ динамик 0.2 литра. Кроссовер выполнен на фанерной плате навесным монтажем. Катушки кроссоверов на пластиковых каркасах, конденсаторы бумажные.

2. Концепция вносимых изменений, используемые инструменты, приобретенные компоненты и материалы.

Основной идеей перед началом работ было доведение качества звучания до приемемого уровня, по совокупной оценке АЧХ ФЧХ в программе моделирования, собственной осязательной оценки звучания и оценки знакомых меломанов. Критерием также являлось возможное сохранение элементов "винтажного" стиля колонок как внешне так и по элементной базе.

Поискав и проанализиовав информацию по имеющимся головкам, было принято решение оставить имеющиесяся нештатные ВЧ головки, и штатные НЧ головки. Имеющаяся СЧ головку из-за слишком специфичного не в лучшую сторону звучания была заменена на Visaton SC-13, обладающий достаточной чистотой и выразительностью звучания.
Изменена конструкция и расположение фазоинвертера, расположение выбрано по прототипу колонок аналогичных времен примерно такого же типоразмера фирмы Sony.

Было принято решение выполнить новый кроссовер максимально используя имеющуюся штатную элементную базу на имеющейся фанерной плате.

В ходе работ были использованы следующие программные продукты.
1. Программа моделирования LSP Cad 2.5
2. Программа расчета катушек индуктивности E.S.P.G. - DOS
3. Генератор звуковой частоты МАА использующий звуковую карту ПК.

Были приобретены:
1. Книга "Любительские громкоговорители" С.Бать (Аудиомания)
2. СЧ головки Visaton SC13 -2 шт (Аудиомания)
3. Звукопоглощающий наполнитель (ситепон) -1уп. (Аудиомания)
4. Войлок шерстяной 5мм - 3 кг. (Шерстяная фабрика)
5. Карпет автомобильный (отделка лицевой панели) - 3 кв. м. (Автозапчасти)
6. Карпетный клей. -1 уп. (Автозапчасти)
7. Клеи ПВА - 1 л. (Строительный рынок)
8. Конденсаторы, резисторы. (Радиорынок)


3. Фильтр и фазоинвертер, о чем пишет С. Бать, год настройки кроссовера.


Перво наперво необходимо было освежить в памяти теорию фильтров из учебы в институте, был найден ряд информации в сети интернет, часть информации была почерпнута из приобретенной книги С. Бать.

В ходе анализа теории, характеристик головок (ВЧ и СЧ достаточно неплохо сыгрываются в области наложения АЧХ фильтров первого порядка) и многочисленных пробных включений родилось примерное представление структуры будущего кроссовера:
ВЧ фильтр - 1 -го порядка,
СЧ фильтр - 1 -го порядка,
НЧ фильтр - 2 - го порядка.
Осталось разобраться с согласованием фильтров по ФЧХ, расчетом по частотам среза и расчетом аттенюаторов.

Увлечение теорией было настолько детальным, что в книге С.Бать были найдены теточности в части полярности головок в одной из опубликованных в книге схем, в следствии чего вступил с автором книги в плодотворную переписку по этому предмету и с пожеланиями по освещению отсутствующих вопросов ФЧХ по Фильтрам второго порядка в следующих изданиях.

Исходя из теории:
ФВЧ 1-го порядка имеет ФЧХ убывающую с 90грд (0 Гц) до 0грд (>100 КГЦ). Частота среза имеет фазу 45Грд
ФСЧ 1-го порядка (полосовой) имеет ФЧХ убывающую с 90грд (0 Гц) до -90грд (>100 КГЦ), при чем пик пропускной способности фильтра приходится на 0Грд.
ФНЧ 2-го порядка имеет ФЧХ убывающую с 0 грд (0 Гц) до -180грд (>100 КГЦ) Частота среза имеет фазу -90Грд.

Постановка задачи формирования кроссовера сводится с согласованию ФЧХ его элементов.

Наиболее оптимальным способом согласования ФЧХ элементов в данном случае оказался способ изменения полярности СЧ головки, при этом разница фаз головок получается достаточно линейной на активном диапазоне и составляет порядка десятков градусов, что теоретически должно исключить возможные явления интерференции.

Для того чтобы как-то представить вышесказанное, предлагаю набросок ФЧХ, нарисованный исходя из вспомнившейся теории фильтров, некоторых разделов приобретенной книги, и аналитической аппроксимации недостающей части, которая не давала спать несколько ночей))

И так визуально ФЧХ элементов на верхнем графике при прямой полярности всех головок, на нижнем при изменении полярности СЧ головки.



Как видно из предоставленных рисунков для дальнейшего согласования необходимо соптимизировать частоты среза.

После ряда экспериментов, изучения характеристик головок, частоты среза выбрал следующие (усредненно):
1. - 400 Гц
2. - 3500 Гц

В программу моделирования были занесены АЧХ ФЧХ и прочие характеристики имеющихся головок, были рассчитаны номиналы элементов, катушек, емкостей, аттеньюаторов. С помошью программы рассчета катушек была определена длина провода для намотки, исходя из имеющегося провода и каркасов.

Результаты моделирования в программе подтвердили правильность теоретической концепции, и на графиках отразились в достаточной мере ожидаемые формы:

АЧХ ФЧХ


4.Источник звука
В качестве источника звука используется стерео ресивер DENON DRA - 500 AE (75 Вт), приобретенный в Аудиомании. Достаточно неплохой аппарат с уверенным звуком и хорошим приемом радио.

5. Достигнутые результаты, впечатления, выводы.

В целом звук стал более детализован. Середина за счет замены СЧ динамика, и наполнения изолирующего его кокона звукопоглощающим материалом. Прежние низы ушли от бубнения, здесь большую роль сыграло укрепление корпуса, оклейка изнутри натуральным войлоком, наполнение звукопоглощающим материалом. В ВЧ области исчез режущий слух акцент за счет пересчета и согласования неродного динамика с кроссовером. На громкости близкой к максимальной при среднем балансе ВЧ и НЧ сохраняется детализация и отсутствуют призвуки искажений. При переработке колонок намеренно были сохранены родные грили и обрамления динамиков подчеркивающие стиль тех далеких советских времен.

Мнение о качестве звука системы подтвердил не один пришедший о мне на праздники гость впечатления у всех положительные. Специально был приглашен мой однокурсник, работает сейчас с концертным оборудованием - меломан купивший себе золотой монитор аудио, послушав переделанную Радиотехнику сказал - "Неплохо - особенно для фона".

Как говорится нет предела совершенству))) За праздники возникла идея все же пересмотрель ВЧ сектор. Немного расширить кроссовер СЧ, да бы дать более раскрыться Висатону, ВЧ поменять также на Виатон + фирменные катушки конденсаторы......

Благодарю дочитавших настоящую статью за уделенное внимание, готов в случае возникновения вопросов дать необходимые комментарии.

Пользуясь случаем хочу поздравить всех с Новым годом и Рождеством, пожелать новых свершений достижений в новом году которые послужили бы новой качественной ступенью к следующему году!



11.01.11Павел.