Типы данных в Delphi Обучающий материал. Неочевидные особенности вещественных чисел Вещественные числа в делфи

Теперь обсудим типы данных Delphi, которые программист использует при написании программы. Любая программа на Delphi может содержать данные многих типов:

  • целые и дробные числа,
  • символы,
  • строки символов,
  • логические величины.

Библиотека языка Delphi включает в себя 7 целых типов данных: Shortint, Smallint, Longint, Int64, Byte, Word, Longword, характеристики которых приведены в таблице ниже.

Кроме того, в поддержку языка Delphi входят 6 различных вещественных типов (Real68, Single, Double, Extended, Comp, Currency), которые отличаются друг от друга, прежде всего, по диапазону допустимых значений, по количеству значащих цифр, по количеству байт, которые необходимы для хранения некоторых данных в памяти ПК (характеристики вещественных типов приведены ниже). Также в состав библиотеки языка Delphi входит и наиболее универсальный вещественный тип - тип Real, эквивалентный Double.

Символьный тип Delphi

Кроме числовых типов, язык Delphi располагает двумя символьными типами:

Тип Ansichar - символы c кодировкой ANSI, им ставятся в соответствие числа от 0 до 255;

Тип Widechar - символы с кодировкой Unicode, им ставятся в соответствие числа от 0 до 65 535.

Строковый тип Delphi

Строковый тип в Delphi обозначается идентификатором string. В языке Delphi представлены три строковых типа:

Тип Shortstring — присущ статически размещаемым в памяти ПК строкам, длина которых изменяется в диапазоне от 0 до 255 символов;

Тип Longstring — этим типом обладают динамически размещаемые в памяти ПК строки с длиной, ограниченной лишь объемом свободной памяти;

Тип WideString - тип данных, использующийся для того, чтобы держать необходимую последовательность Интернациональный символов, подобно целым предложениям. Всякий символ строки, имеющей тип WideString, представляет собой Unicode-символ. В отличие от типа Shortstring, тип WideString является указателем, который ссылается на переменные.

О чём не пишут в книгах по Delphi Григорьев А. Б.

3.2.2. Вещественные типы Delphi

В Delphi существует четыре вещественных типа: Single , Double , Extended и Real . Их общий формат одинаков (рис. 3.1, а).

Знак - это всегда один бит. Он равен нулю для положительных чисел и единице для отрицательных. Что же касается размеров мантиссы и экспоненты, то именно в них и заключается различие между типами.

Прежде чем перейти к конкретным цифрам, рассмотрим подробнее тип Real , сделав для этого небольшой экскурс в историю. Real - это стандартный тип языка Паскаль, присутствовавший там изначально. Когда создавался Паскаль, процессоры еще не имели встроенной поддержки вещественных чисел, поэтому все операции с данными типа Real сводились к операциям с целыми числами. Соответственно, размер полей в типе Real был подобран так, чтобы оптимизировать эти операции.

а) общий вид вещественного числа

б) Двоичное представление числа типа Single

Рис. 3.1. Хранение вещественного числа в памяти

Микропроцессор Intel 8086/88 и его улучшенные варианты - 80286 и 80386 - также не имели аппаратной поддержки вещественных чисел. Но у систем на базе этих процессоров была возможность подключения так называемого сопроцессора. Эта микросхема работала с памятью через шины основного процессора и обеспечивала аппаратную поддержку вещественных чисел. В системах средней руки гнездо сопроцессора обычно было пустым, т. к. это уменьшало цену (разумеется, вставить туда сопроцессор не было проблемой). Для каждого центрального процессора выпускались свои сопроцессоры, маркировавшиеся Intel 8087, 80287 и 80387 соответственно. Были даже сопроцессоры, выпускаемые другими фирмами. Они работали быстрее, чем сопроцессоры Intel, но появлялись на рынке позже. Тип вещественных чисел, поддерживаемый сопроцессорами, не совпадает с Real . Он определяется стандартом IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers).

Чтобы обеспечить в своих системах поддержку типов IEEE, Borland вводит в Turbo Pascal типы Single , Double и Extended . Extended - это основной для сопроцессора тип, a Single и Double получаются из него очень простым усечением. Система команд сопроцессора допускает работу с этими типами: при загрузке числа типа Single или Double во внутренний регистр сопроцессора последний конвертирует их в Extended . Напротив, при выгрузке чисел этих типов из регистра в память сопроцессор усекает их до нужного размера. Внутренние же операции всегда выполняются с данными типа Extended (впрочем, из этого правила есть исключение, на котором мы остановимся позже, после детального рассмотрения формата различных типов). Single и Double позволяют экономить память. Ни один из них также не совпадает с типом Real . В системах с сопроцессорами новые типы обрабатываются заметно (в 2–3 раза) быстрее, чем Real (это с учетом того, что тип Real после соответствующего преобразования также обрабатывался сопроцессором; если же сравнивать обработку типа Extended на машине с сопроцессором и Real на машине без сопроцессора, то там на отдельных операциях достигалась разница в скорости примерно в 100 раз). Чтобы программы с этими типами можно было выполнять и в системах без сопроцессора, была предусмотрена возможность подключать к ним программный эмулятор сопроцессора. Обработка этих типов эмулятором была медленнее, чем обработка Real .

Начиная с 486-й серии Intel берет курс на интеграцию процессора и сопроцессора в одной микросхеме. Процент брака в микросхемах слишком велик, поэтому Intel идет на хитрость: если у микросхемы брак только в сопроцессорной части, то на этом кристалле прожигаются перемычки, блокирующие сопроцессор, и микросхема продается как процессор 80486SX, не имеющий встроенного сопроцессора (в отличие от полноценной версии, которую назвали 80486DX). Бывали и обратные ситуации, когда сопроцессор повреждений не имел, зато процессор был неработоспособен. Такие микросхемы превращали в "сопроцессор 80487". Но это уже из области экзотики, и, по имеющейся у нас информации, до России такой сопроцессор не дошел.

Процессор Pentium во всех своих вариантах имел встроенный блок вычислений с плавающей точкой (FPU - Floating Point Unit), и отдельный сопроцессор ему не требовался. Таким образом, с приходом этого процессора тип Real остался только для обратной совместимости, а на передний план вышли типы Single , Double и Extended . Начиная с Delphi 4, тип Real становится синонимом типа Double , а старый 6-байтный тип получает название Real48 .

Примечание

Существует директива компилятора {$REALCOMPATIBILITY ON/OFF} , при включении которой (по умолчанию она отключена) Real становится синонимом Real48 , а не Double .

Размеры полей для различных вещественных типов указаны в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Размеры полей в вещественных типах

Тип Размер типа, байты Размер мантиссы, биты Размер экспоненты, биты
Single 4 23 8
Double 8 52 11
Extended 10 64 15
Real 6 40 7

Другие параметры вещественных типов, такие как диапазон и точность, можно найти в справке Delphi.

Из книги Язык программирования С# 2005 и платформа.NET 2.0. автора Троелсен Эндрю

Типы, характеризуемые значениями, ссылочные типы и оператор присваивания Теперь изучите следующий метод Main() и рассмотрите его вывод, показанный на рис. 3.12.static void Main(string args) { Console.WriteLine("*** Типы, характеризуемые значением / Ссылочные типы ***"); Console.WriteLine(-› Создание p1"); MyPoint

Из книги Советы по Delphi. Версия 1.0.6 автора Озеров Валентин

Типы, характеризуемые значениями и содержащие ссылочные типы Теперь, когда вы чувствуете разницу между типами, характеризуемыми значением, и ссылочными типами, давайте рассмотрим более сложный пример. Предположим, что имеется следующий ссылочный тип (класс),

Из книги Интернет решения от доктора Боба автора Сворт Боб

Типы, характеризуемые значениями, и ссылочные типы: заключительные замечания Чтобы завершить обсуждение данной темы, изучите информацию табл. 3.8, в которой приводится краткая сводка основных отличий между типами, характеризуемыми значением, и ссылочными типами.Таблица

Из книги Delphi. Трюки и эффекты автора Чиртик Александр Анатольевич

Из книги Фундаментальные алгоритмы и структуры данных в Delphi автора Бакнелл Джулиан М.

1.3.3. Delphi и CGI В данной главе я расскажу, как написать простое Дельфи CGI приложение, без использования Web Modules или других Client/Server модулей.Во первых аббревиатура CGI означает Common Gateway Interface, и это только имя для передачи информации от клиента серверу. На клиентской стороне это

Из книги Мир InterBase. Архитектура, администрирование и разработка приложений баз данных в InterBase/FireBird/Yaffil автора Ковязин Алексей Николаевич

2.1.1. Delphi и HTML Мой главный инструмент разработчики это Дельфи, и мы напишем Delphi Database HTML Expert в данной главе. Дельфи позволяет подсоединяться практически к базе данных любого формата. С помощью BDE к Парадоксу и dBASE, с помощью ODBC например к Access, и с помощью SQL Links к большим DBMS типа

Из книги Виртуальная библиотека Delphi автора

9.3. Использование OLE в Delphi Как и многие современные среды программирования, Delphi поддерживает возможность автоматизированной разработки приложений, работающих с различными СОМ-сервисами или серверами. Для более глубокого понимания принципов работы приложений,

Из книги Описание языка PascalABC.NET автора Коллектив РуБоард

Типы массивов в Delphi В Delphi имеется три типа поддерживаемых языком массивов. Первый - стандартный массив, который объявляется с помощью ключевого слова array. Второй тип был впервые введен в Delphi 4 в качестве имитации того, что было давным-давно доступно в Visual Basic, - динамический

Из книги Язык программирования ABC PASCAL автора Цветков Александр Станиславович

Вещественные типы данных К вещественным типам (их еще называют типами чисел с плавающей точкой) относятся FLOAT и DOUBLE PRECISION. Сразу следует предостеречь читателя от использования типа FLOAT - его точность недостаточна для хранения большинства дробных значений. Особенно не

Из книги автора

Вопросы по Delphi 2.0 Что нового в Delphi 2.0 по сравнения с Delphi 1.0? Выпущенная в феврале 1995 года версия Delphi 1.0 стала первым инструментом для Windows, комбинирующим оптимизирующий компилятор, механизмы визуальной разработки Two-Way-Tools и масштабируемую архитектуру обработки баз данных.

Из книги автора

Что нового в Delphi 2.0 по сравнения с Delphi 1.0? Выпущенная в феврале 1995 года версия Delphi 1.0 стала первым инструментом для Windows, комбинирующим оптимизирующий компилятор, механизмы визуальной разработки Two-Way-Tools и масштабируемую архитектуру обработки баз данных. Сегодня сотни

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Вещественные типы Ниже приводится таблица вещественных типов, содержащая их размер, количество значащих цифр и диапазон допустимых значений: Тип Размер, байт Количество значащих цифр Диапазон значений real 8 15-16 -1.8?10308 .. 1.8?10308 double 8 15-16 -1.8?10308 ..

Продолжаем наше обучение! В Delphi очень важную роль играют переменные. В процессе работы программы в переменных можно как хранить так и извлекать информацию. Переменные могут иметь разный тип. Например для того, чтобы в переменную записать какой-нибудь текст используется тип String . Для того, что бы записать в переменную число используют тип Integer .

Вот список основных типов переменных в Delphi:

  • Integer - целые числа из диапазона: -2147483648..+2147483647
  • Shortin - целые числа из диапазона: -128..+127
  • Byte - целые числа из диапазона: 0..+255
  • Real - как целые так и дробные числа из диапазона: 5e-324..1.7e+308
  • Double - схож с типом Real
  • String - строковый тип данных
  • Char - символьный тип данных
  • Bollean - логический тип данных. Может принимать значение True - истина или False - ложь
С теорией мы закончили, теперь давайте откроем Delphi 7 и создадим новый проект. После этого кидаем на форму знакомый нам компонент Button и еще не знакомый Label . Компонент Label эта такая полезная вещь, в которую можно записать какую-нибудь подпись. Например подпись для другого компонента или просто записать в него автора программы. Попробуйте отыскать компонент Label сами, наводя на все компоненты в вкладке Standard и читая всплывающую подсказку. Кому сложно найти, то это четвертый компонент слева , не считая значка курсора.

Я всё сделал и у меня получилось вот так:

Сейчас нам нужно создать событие OnClick на кнопке, я надеюсь, что вы помните, как это делать.
Переменные объявляются между ключевыми словами procedure и begin . Объявление начинается с ключевого слова var , потом пишется имя переменной и через двоеточие её тип . Заканчивается все как всегда точкой с запятой.

Создадим переменную S типа String в процедуре OnClick : procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var S:string; begin end; После этого между ключевыми словами begin end присвоим переменной значение равное "Моя первая переменная". Присвоение пишется следующим образом. Пишем имя переменной, оператор присвоения := и значение . Если мы записываем информацию типа String , то информация заключается в одинарные кавычки.

Общий вид: procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var S:string; begin S:="Моя первая переменная"; end; Теперь если скомпилировать программу и нажать на кнопку ничего существенного не произойдет, просто в переменную запишется значение и всё. Попробуем вывести значение из переменной. Делается это также просто как и записывается. Выводить значение мы будем в наш Label .

Синтаксис такой: Label1.Caption:=S; Разберем этот код подробно. Сначала мы написали Label1 , потом пишем точку и в Delphi появляется огромный список со свойствами данного компонента. Можно конечно порыться и отыскать там Caption , но мы будем умнее! Мы, после того как поставили точку, напишем еще букву C и Delphi как бы отсортирует все свойства и найдет все, которые начинаются с буквы C . Первым в списке как раз будет свойство Caption .

Выбираем его из списка и нажимаем на Enter . Заметьте, что мы писали , но после того, как нажали Enter , Delphi сам дописал название свойства. Далее опять же идет оператор присвоения и наша переменная.

Вы наверняка спросите: "Зачем же переменная, если можно было написать Label1.Caption:="Моя первая переменная";?". Ответ простой. Это нужно затем, что мы изучаем переменные:).
Нет, на самом деле так присваивать тоже можно, но представьте такую ситуацию, что вы написали очень большую, популярную программу и у вас, там в программе, пятидесяти компонентам присваивается одно и тоже значение и вот перед вами встала задача: "Поменять это значение на более универсальное и понятное для пользователя".

Что вы будете делать?

  • В первом случае у вас всем этим компонентам присваивается одна и та же переменная и чтобы изменить всем этим пятидесяти компонентам значение вам просто нужно поменять значение в переменной.

  • Во втором случае вы сидите 20 минут и всё копируете и копируете значение всем пятидесяти компонентам.
Вывод делайте сами.

И так, продолжаем! В общем виде должно быть так: procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var S:string; begin S:="Моя первая переменная"; Label1.Caption:=S; end; Компилируем нашу программу и нажимаем на Button (батон/кнопку). Сразу же компонент Label вместо Label1 будет показывать Моя первая переменная .

На этом хотелось бы закончить, так как я уже устал писать урок:), но я еще не познакомил вас с типом Integer и как присваивать переменную с таким типом. Вы думаете, что присваивать ее нужно точно так же как и переменную типа String , но вы ошибаетесь.
Дело в том, что свойству Caption вообще у всех компонентов можно присвоить только текстовые значения. Как мы будем присваивать числовой тип если можно только текстовой? Всё проще некуда. Между типами переменных можно как бы переключаться, то есть можно из числового типа сделать текстовой и присвоить его компоненту Label . Этим мы сейчас и займемся.

Для начала нужно начать сначала:). Объявим переменную с именем I и типом Integer , дописав ее к переменной S . Код: procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var S:string; I:integer; begin ... Далее присвоим переменной I значение 21 . I:=21; Заметьте, что числовое значение записывается без одинарных кавычек! Теперь присвоим свойству Caption значение переменной I , для этого нужно воспользоваться оператором IntToStr() . Он как бы конвертирует числовой тип в текстовой. В скобках указывается переменная, которую нужно конвертировать.

Общий вид кода: procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var S:string; I:integer; begin S:="Моя первая переменная"; Label1.Caption:=S; I:=21; Label1.Caption:=IntToStr(I); end; Скомпилируйте программу и вы увидите, что Label будет отображать значение переменной I , то есть 21 .

Ну вот и всё! Удачи!
Встретимся в следующем уроке!

В delphi, при разработке приложений для их быстродействия и максимальной производительности в работе с оперативной памятью используются типы данных. Без указания типа невозможно себе представить, какое количество байт будет выделено для хранения значения переменной в оперативной памяти.

Только обязательное назначение типа переменной обеспечит эффективную работу приложения с минимальной нагрузкой на компьютерную систему.

Язык delphi оперирует достаточно большим набором типов данных: целочисленный тип, вещественный, символьный, строчный и логический тип. К тому же представленные, обобщенные типы в зависимости от объема выделенной памяти под хранение имеют конкретное разделение на типы.

Целочисленный тип данных в Delphi представлен:

  • Shortint - занимает в памяти 8 битов и имеет числовой диапазон от -127 до 128.
  • Smallint - числовой интервал находится в пределах -32 768 - 32 767 (16 битов).
  • Longint – диапазон чисел от -2 147 483 648 до 2 147 483 647 (32 бита).
  • Int64- наибольший интервал от – 263 до 263-1 (64 бита).
  • Byte- интервал значений от 0 до 255 (8 бит).
  • Word- числовой диапазон от 0 до 65535 (16 бит).
  • Longword –интервал составляет 0 - 4 294 967 295 (32 бита).
Следует заметить, что последние 3 типа называются беззнаковыми так, как имеют в своем числовом интервале только положительные числа(нет отрицательных значений). К тому же можно использовать и тип “Integer”, который соответствует “Longint”. К тому же следует знать, что значения в типах имеют строгий порядок. Такое положение позволяет использовать по отношению к значениям различные процедуры и функции. Не относится к вещественному типу данных в Delphi(не упорядочен).

Числа с плавающей точкой (дробные) представлены в delphi вещественным типом. Вещественный тип данных делится на 6 типов, которые отличаются числовым диапазоном, количеством значащих цифр и занимаемой памятью.

  • Single- число может находиться в интервале 1.5 x 1045-3.4х 1038.Объем занимаемой памяти 4 байта.
  • Real48 - числовой диапазон 2.9x-39-1.7x1038 (6 байт).
  • Double - интервал составляет 5.0x10-324 -1.7x10308 (8 байт).
  • Extended - 3.6x10-4951 -1.1 х104932 (10 байт).
  • Comp - диапазон чисел 263+1 – 263-1, занимаемая память 8 байт.
Currency – этот вещественный тип данных называют еще денежным. С его помощью осуществляется реализация различных приложений финансовой тематики. Имеет 53 бита точности и поддержку 4 десятичных мест.

Текстовую информацию(переменные) представляют строковые типы данных в Delphi. Различают 3 типа:

  • Shortstring - длина строки может составлять максимально 255 символов и в памяти размещается статическим методом.
  • Longstring - такой тип данных ограничен лишь объемом динамической памяти.
  • WideString – аналогичен тип Longstring, но каждый символ представлен в Unicode.
В delphi строковые типы данных допускается обозначать типом string, который аналогичен shortstring.

Синтаксис указания типа переменной в delphi довольно просто. Ряд примеров подтверждает это утверждение:

Var Stroka: longstring; -Задаем переменной “Stroka” тип longstring. var D: double; - вещественный тип данных. var F: shortint; - целочисленный тип.
Язык Delphi является производным от низкоуровневого языка Object Pascal, что позволяет разрабатывать с использованием совместимых компиляторов программы под Linux. Такое положение обеспечивает написание программ, разработку графических интерфейсов, приложений, способных облегчить администрирование linux, насытить систему новым и удобным функционалом.

Теперь, когда мы уже знаем основы языка и даже можем писать небольшие программы, можно перейти к детальному изучению предоставляемых Delphi возможностей для работы с самыми различными типами данных - массивами, записями, множествами и т.д. Здесь же мы рассмотрим вопросы преобразования типов данных.

Пользовательские типы данных

При разработке программ довольно часто оказывается недостаточно тех типов данных, которые представлены языком программирования. Например, бывает удобным совместить в одной переменной сразу ряд однотипных данных, или же предусмотреть хранение данных разных типов, например, строк и чисел. К счастью, в Object Pascal имеется возможность создавать собственные типы данных на основе уже имеющихся, совмещая их, или комбинируя. Например, для создания упорядоченного списка однотипных данных используют массивы (arrays), а для объединения нескольких типов в один - записи (records).

Другим аспектом применения собственных типов данных, упрощающих процесс программирования и делающий его более понятным человеку, является использование множеств - именованного набора из нескольких возможных значений.

Создание того или иного типа данных всегда начинается с декларации, или описания нового типа данных. Делается это в заголовочной части программы или модуля и начинается с ключевого слова type. После того, как новый тип данных определен, можно создавать переменные нового типа - точно так же, как и любого простого. Ну а особенности работы с тем или иным пользовательским типом данных определяются тем, к какому виду он принадлежит (массив, запись и т.д.), и собственно его реализацией (размер и размерность для - массивов, набор других типов - для записей и т.п.).

Массивы

Массив - это упорядоченная структура, состоящая из множества однотипных элементов, имеющих общее имя. Таким образом, при помощи всего лишь одной переменной можно хранить целый набор данных, при этом каждый элемент массива имеет свой собственный индекс, или индексы - в случае, если массив многомерный. Массив объявляется в Object Pascal при помощи ключевого слова Array, необязательных квадратных скобок с указанием числа элементов массива, и типа данных для элементов массива:

Array [индексы] of ;

Количество индексов определяет размерность массива. Так, для одномерного массива (в математике - вектор) требуется всего один индекс, а для двумерного массива (матрицы) понадобится 2 индекса и т.д. Объявления массивов могут выглядеть так:

Type MyArray1 = array of integer; type MyArray2 = array of integer;

В первом случае определен одномерный массив на 100 элементов типа целых чисел, во втором - двумерный массив размерностью 10 на 10, т.е. так же на 100 элементов типа целых чисел. После того, как массив определен, можно создавать переменные соответствующего типа:

Var A1: MyArray1;

Другим вариантом создания массива является одновременное объявление как переменной, так и описания массива:

Var A1: array of Integer;

Если же необходимый размер массива заранее неизвестен, то можно использовать динамические массивы. Они могут определяться как с предварительным объявлением типа, так и без такового - достаточно создать переменную и в качестве ее типа указать массив:

Var DynArray: array of integer;

Однако для того, чтобы приступить к использованию динамического массива, вначале требуется выделить для него место в памяти. Делается это при помощи процедуры SetLength, указав имя динамического массива и необходимый размер памяти:

SetLength(DynArray, 10);

Преимуществом динамического массива является то, что по ходу выполнения программы, количество выделяемой под массив память можно изменять.

Для обращения к конкретному элементу массива используется индекс (или индексы) элемента в массиве. Так, первый элемент в массиве типа MyArray1 (array ) имеет индекс, равный 1, а последний - 100. Соответственно, чтобы обратиться к первому элементу массива, скажем для того, чтобы присвоить ему значение, используются записи подобного типа:

A1 := 10;

Здесь мы присвоили элементу массива A1 с индексом 1 значение 10. Считывание данных производится аналогичным образом:

В данном случае переменной x будет присвоено значение 1-го элемента массива A1. При этом важно, чтобы было соблюдено 2 условия: во-первых, тот элемент массива, к которому идет обращение, должен существовать. Т.е. если обратиться к 11-му элементу массива, состоящего из 10 элементом, то произойдет ошибка доступа к памяти. Во-вторых, тип присваиваемых данных должен совпадать. Иначе говоря, если массив определен как целочисленный, то только целочисленные значения можно ему присваивать. При обратной же ситуации (считывания данных) правила несколько мягче, поскольку целое число можно присвоить переменой как целочисленного, так и вещественного типа.

В то же время, важной (и крайне полезной) особенностью массивов является то, что они могут хранить в себе данные любого типа, включая как любой простой, так и структурный тип, в том числе записи, объекты и другие массивы. Собственно говоря, двумерный массив можно охарактеризовать как одномерный массив, каждый элемент которого так же является одномерным массивом. С этой точки зрения становится понятным, почему для двумерных массивов допускается использовать 2 типа объявления и доступа к элементам, причем оба они полностью взаимозаменяемы и аналогичны по смыслу:

Var A1: array of integer; var A2: array of array of integer; ... A1:=5; A2:=5; A1:=5; A2:=5;

В данном примере оба объявленных массива (A1 и A2) полностью идентичны. Точно так же идентичны и обращения к элементам массивов - в обоих случаях можно использовать как синтаксис с отдельными значениями индексов, так и с индексами, перечисляемыми через запятую. Многомерными могут быть не только статические массивы, но и динамические, при этом используется 2-й вариант объявления. Например, двумерный динамический массив вещественных чисел объявляется следующим образом:

Var DynArray: array of array of real;

При выделении памяти под такой массив так же следует учитывать его размерность. Например, если требуется массив размером 10 на 20 элементов, то следует использовать процедуру SetLength со следующими параметрами:

SetLength(DynArray, 10, 20);

В завершение знакомства с массивами нам осталось рассмотреть обещанный ранее пример использования циклов для заполнения массива. Допустим, у нас имеется простой массив-вектор для 10 целых чисел:

Var MyArray: array of integer;

Таким образом, если нам надо заполнить его значениями, следующими по порядку (скажем, числа от 10 до 100 с шагом 10), то вместо того, чтобы последовательно присваивать каждому элементу массива свое значение, можно использовать следующий цикл:

For i:= 1 to 10 do MyArray[i] := i * 10;

Здесь переменная i, являющаяся счетчиком цикла, при каждой его итерации последовательно увеличивается на 1. В результате каждый элемент массива MyArray получает значение этой переменной, умноженной на 10, т.е. 10, 20, 30, 40 и т.д. - чего нам и требовалось. Чтобы убедиться в этом, а заодно продемонстрировать цикл для считывания данных из массива, обратимся к примеру, приведенному в листинге 5.1 (на CD этот пример находится в папке Demo\Part1\ArrayFor):

Листинг 5.1. Запись и считывание данных массивов в цикле

Program arrayfor; {$APPTYPE CONSOLE} var MyArray: array of integer; i:integer; begin for i:= 1 to 10 do MyArray[i] := i * 10; // заполнение массива for i:= 1 to 10 do writeln(MyArray[i]); // вывод массива readln; // ожидание ввода для предотвращения закрытия окна end.

Относительно массивов можно сделать еще одно замечание: один уже известный нам тип данных - строки (string) можно рассматривать как массив символов (char). При этом никаких предварительных преобразований не требуется: если у нас уже есть строка, то всегда можно обратиться к отдельному ее символу как к элементу массива:

Var s: string; c: char; ... s:= Москва; c:= s;

В данном случае переменная c получит в качестве своего значения букву "М", т.е. первый символ строки.

Множества

Иногда бывает удобным ограничить возможные значения переменной только частью значений из множества всех значений, допускаемых ее типом. Допустим, нам нужна переменная типа Char, которая может принимать значения только из строчных латинских символов. В таком случае нам пригодится такое средство, как подмножество, в данном случае - подмножество символов от a до z. Определить его можно так:

Type SmLetter = a..z;

Таким образом, мы получили новый тип данных - SmLetter, который является "урезанным" вариантом типа Char. При использовании такого типа данных, переменные типа SmLetter не смогут принимать значения, выходящие за пределы указанного диапазона:

Var a: SmLetter; ... a:= ; // здесь все правильно, т.к. малая b входит в подмножество a..z a:= B; // ошибка! Прописная B не входит в подмножество a..z

Практическими кандидатами в подмножества могут быть переменные, предназначенные для хранения отдельных фрагментов дат (скажем, от 1 до 12 для месяцев и от 1 до 31 - для дней месяца), для проверки значений, которые программы получает в результате ввода пользователя с клавиатуры, и т.д. Следует лишь учитывать, что подмножества, по понятным причинам, могут принадлежать только к ординарным типам данных - целым числам или символам.

Развитием подмножеств являются множества, или наборы (sets). Они, подобно подмножествам, могут быть выделены в отдельные типы данных, однако допустимые диапазоны их значений определяются несколько иначе. Прежде всего, для определения множества используется ключевое слово set:

Если провести аналогию с предыдущим примером, то диапазон из строчных латинских символов можно определить следующим образом:

Type Letters = set of Сhar; var a: Letters; ... a:= ;

Таким образом, определение множества состоит из двух этапов: вначале определяется тип, на основании которого строится подмножество (Letters), затем объявляется переменная этого типа (a), и уже к переменной применяется диапазон. Преимущество здесь состоит в том, что, во-первых, по ходу программы можно менять допустимые диапазоны значений, а во-вторых, сами диапазоны определяются гораздо более гибко. В частности, они могут содержать в себе как ряды отдельных значений, так и подмножества, или их сочетания в любой последовательности. Например, если нам надо выделить только некоторые символы, скажем, прописные от A до K, а так же цифры 1, 3, 4, 5 и 9, то определение группы получится следующим:

Type Letters = set of Char; var a: Letters; ... a:= ;

Для проверки, является ли то или иное значение членом множества, используется операция in. Например, чтобы проверить, относится ли введенный пользователем символ (обозначим его как переменную "c") к множеству a, достаточно такого выражения:

If c in a then ...

Чтобы продемонстрировать работу множеств и операции in, обратимся к примеру, приведенному в листинге 5.2 (Demo\Part1\Ranges).

Листинг 5.2. Операция in и подмножества

Program rangeset; {$APPTYPE CONSOLE} type Letters = set of Char; var a: Letters; c: Char; begin a:= ; // определение группы readln(c); // считывание ввода пользователя if c in a then writeln(Input is Ok!) else writeln(Input is Wrong!); readln; // ожидание ввода для предотвращения закрытия окна end.

Еще одной разновидностью множества является перечисление. Использование перечислений призвано, прежде всего, улучшить читаемость (восприятие) кода программы. Допустим, в программе требуется неоднократно определять текущую раскладку клавиатуры, причем предусмотрено 3 состояния - русская, английская и другая. Разумеется, каждому состоянию можно назначить цифру, скажем, 1, 2 и 3 соответственно, однако по ходу написания программы всякий раз придется вспоминать, что означает та или иная цифра:

If KeyLang = 2 then ... // по прошествии месяца вспомните, что тут значит 2!

На помощь здесь приходят перечисляемые типы. Они определяются следующим образом:

= (, ...);

Например, в варианте для трех значений раскладки клавиатуры мы получим:

Type TKeyLang = (klRussian, klEnglish, klOther);

Согласитесь, что klEnglish куда понятнее, чем просто цифра "2". Более того, на основании заданного таким образом перечисления можно создать тип-множество. Для этого после того, как исходный тип с диапазоном определен, определяют имя типа на его основе:

Type TKeyLang = (klRussian, klEnglish, klOther); TKeyLangs = set of TKeyLang;

ВНИМАНИЕ
Обратите внимание на то, что имена типов начинаются с буквы "T". Хотя это и не является требованием языка, однако начинать названия сложных типов с этой буквы (от слова Type - тип) де-факто является стандартом.

Таким образом, в программе можно будет использовать уже не исходный тип, в котором определен состав множества, а новый тип, являющийся его производным:

Var KeyLang: TKeyLangs; ... if KeyLang = klEnglish then ;

ПРИМЕЧАНИЕ
Объявление типов-перечислений в 2 этапа является наиболее распространенной практикой. При этом исходный тип определяется именем в единственном числе (TKeyLang), а производный - во множественном, с "s" на конце (TKeyLangs).

Записи

Еще одной полезной разновидностью пользовательских видов данных являются записи (records). Запись, подобно массиву, может хранить в себе целый набор данных, но при этом они не должны принадлежать к одному типу. Иначе говоря, если массивы предназначены для хранения каких-либо рядов данных, то записи - для объединения разнородной информации под общим именем. Например, запись - просто незаменимый тип данных для хранения такой информации, как адреса или информация о персоне. И в том и в другом случае под общим именем должны быть собраны данные разного типа - строковые, численные и т.д. Например, для адреса это почтовый индекс, названия города и улицы, а так же номера дома и квартиры. Всю эту разнотипную информацию можно собрать под общей вывеской одной записи.

Объявление записи начинается с ключевого слова record, за которым следует перечисление всех входящих в нее элементов, называемых полями записи, и завершается ключевым словом end:

Record: ; ... : ; end;

Применительно к почтовому адресу определение записи может выглядеть таким образом:

Type TAddress = record PostIndex: integer; City: string; Street: string; HouseNr: integer; FlatNr: integer; end;

Обращение к отдельным полям записей производится при помощи точечной нотации, т.е. когда после имени переменной, являющейся записью, ставят точку, и сразу после точки указывают название того поля, к которому надо обратиться. Например, мы можем создать переменную типа TAddress и назвать ее, скажем, MyAddr, после чего заполнить те или иные ее поля, воспользовавшись для доступа к ним точкой:

Var MyAddr: TAddress; ... MyAddr.PostIndex:= 119071; MyAddr.City:= Москва; В том случае, если полем записи является другая запись, то точка используется дважды. Так, если у нас определена еще одна запись, для хранения информации о персоне, то одним из ее полей наверняка окажется адрес, а у нас уже есть подходящий тип данных для этого, так что можно использовать его в качестве поля: type TPerson = record Name: string; Phone: string; Address: TAddress; end;

Таким образом, все поля типа TAddress будут принадлежать также и к типу TPerson, но обращаться к ним надо не напрямую, а через поле записи TPerson соответствующего типа, т.е. через Address. Такие поля называются составными:

Var Anybody: TPerson; ... Anybody.Name:= Вася Иванов; Anybody.Address.PostIndex:= 119071; Anybody.Address.City:= Москва;

В то же время, можно поступить и по другому: создать переменную типа TAddress, заполнить ее значениями, а затем присвоить соответствующему полю переменной типа TPerson. В примере, приведенном в листинге 5.3, продемонстрированы оба способа работы с составными полями, а так же продемонстрировано, что со всеми полями можно делать то же самое, что и с отдельными переменными того же типа.

Листинг 5.3. Записи

Program recdemo; {$APPTYPE CONSOLE} type TAddress = record PostIndex: integer; City: string; Street: string; HouseNr: integer; FlatNr: integer; end; TPerson = record Name: string; Phone: string; Address: TAddress; end; var Anybody: TPerson; Address: TAddress; begin write(Name:); readln(Anybody.Name); write(Phone:); readln(Anybody.Phone); write(Postal Index:); readln(Address.PostIndex); write(City:); readln(Address.City); write(Street:); readln(Address.Street); write(House number:); readln(Address.HouseNr); write(Flat number:); readln(Address.FlatNr); Anybody.Address:=Address; writeln(Anybody.Name); writeln(Anybody.Phone); writeln(Anybody.Address.PostIndex); writeln(Anybody.Address.City); writeln(Anybody.Address.Street); writeln(Anybody.Address.HouseNr); writeln(Anybody.Address.FlatNr); readln; end.

Приведенная в листинге программа последовательно предлагает пользователю ввести свойства - сначала для записи о персоне, а затем - для адреса, после чего полю адреса персоны присваивается значение записи-адреса. После этого все поля последовательно выводятся на экран. Исходный код программы можно найти в папке Demo\Part1\Records (файл recdemo.dpr).

В завершение темы записей рассмотрим еще одну их особенность, характерную для Object Pascal, а именно - возможность сочетать в одном типе записи с разными полями. Называются такие записи вариантными и объявляются так же как и обычные, за исключением того, что содержат дополнительную часть, начинающуюся с ключевого слова case:

Record [ : ; ... : ;] case [ :] of: (); ... : (); end;

В качестве примера можно привести такой случай, когда необходимо создать тип записи "служащий", в котором требуется имя и размер оплаты. Дело в том, что эти самые служащие могут быть как принятыми на постоянную работу, и имеет помесячный оклад, так и временные, для которых применяется почасовая оплата. Важно отметить, что одновременно может быть только один вид оклада. Соответственно, мы можем использовать вариантный тип записи, в качестве признака в которой будет выступать булево поле "Salaried" ("на окладе"):

Type TEmployee = record Name: string; JobTitle: string; case Salaried: Boolean of true: (Salary: Currency); false: (Hourly: Currency); end;

Здесь, в зависимости от того, будет ли значением поля Salaried той или иной переменной типа TEmployee ложь или истина, у нее будет либо поле Salary, либо Hourly. Пример использования подобной вариантной записи вы можете посмотреть в файле varrec.dpr.

Специальные типы данных

Помимо уже рассмотренных типов данных, простых и пользовательских, в Object Pascal имеется ряд иных, специализированных типов. Например, для времени используют тип TDateTime. В принципе, этот тип алогичен вещественному типу Double, однако для работы с такими данными, как временные диапазоны, удобнее использовать специальный тип TDateTime.

Поскольку этот тип является, фактически, вещественным числом, то данные хранятся в нем следующим образом: целая часть числа определяет дату, за которую берется количество дней, прошедших с 31 декабря 1899 года, а дробная определяет время в миллисекундах, прошедших с начала текущего дня. Преимуществом же типа TDateTime является то, что для него предусмотрен целый набор готовых функций, позволяющих работать с датами и временем. Их список приведен в таблице 5.1.

Таблица 5.1. Функции для работы с датой и временем
Функция Описание
Now Возвращает текущие дату и время
Date Возвращает текущую дату (целую часть TDateTime)
Time Возвращает текущее время (дробную часть TDateTime)
DateTimeToStr Преобразует дату и время в строку на основе системных настроек
DateTimeToString Копирует дату и время в указанную строковую переменную
DateToStr Преобразует дату в строку
TimeToStr Преобразует время в строку
FormatDateTime Преобразует дату и время в указанный формат
StrToDateTime Преобразует строку, содержащую написанную надлежащим способом дату и время, в переменную типа TDateTime
StrToDate Преобразует строку в дату в формате TDateTime
StrToTime Преобразует строку во время в формате TDateTime
DayOfWeek Возвращает номер дня недели (от 1 до 7) для указанной даты. Учитывайте, что 1-й день недели – воскресенье
DecodeDate Раскладывает значение типа TDateTime на 3 целых, представляющих собой год, месяц и день месяца
DecodeTime Раскладывает значение типа TDateTime на 4 целых, представляющих собой часы, минуты, секунды и миллисекунды
EncodeDate Объединяет 3 целых, представляющих собой год, месяц и день, в одно значение типа TDateTime
EncodeTime Объединяет 4 целых, представляющих собой часы, минуты, секунды и миллисекунды? в одно значение типа TDateTime

Типичный пример использования функций для работы с датами, может выглядеть примерно таким образом:

Var today, yesterday: TDateTime; s: string; ... today:= Now(); yesterday:= today - 1; s:= TateToStr(yesterday);

Здесь переменной s будет назначено значение, соответствующее вчерашнему дню в формате, принятому в системе (например, "16.07.2005"). Более полный пример работы с датами вы можете посмотреть в Demo\Part1\Dates.

Кроме дат, рассмотрим еще один тип данных - файлы (files). Файлы представляет собой некую последовательность однотипных элементов, размещенных на внешнем носителе, не находящемся в оперативной памяти ПК. В типичном случае таким носителем является жесткий диск. Этот тип данных можно охарактеризовать как одномерный массив без указания размера. Чтобы производить те или иные операции над такими данными, используют специальную переменную файлового типа. Причем в зависимости от того, с какими данными предстоит работать, задают тот или иной тип файла. Например, для работы с текстовыми файлами используют специальный тип TextFile, а если файл содержит в себе ряд чисел, то определяют, какой тип чисел в нем используется:

Var f1: TextFile; // текстовый файл f2: File of integer; // файл с целыми числами f3: File of double; // файл с вещественными числами

Если же файл нетипизированный, (например, бинарный), то используют тип File без каких-либо дополнений:

Var f4: File; // двоичный файл или файл заранее неизвестного типа

Работа с файловыми переменными имеет ряд особенностей. Прежде всего, просто объявить переменную файлового типа мало - необходимо так же связать ее с каким-либо конкретным файлом на диске. После этого файл следует открыть, при этом указывают режим файла - его можно открывать для чтения или для записи, или для чтения и записи одновременно.

ПРИМЕЧАНИЕ
Саму файловую переменную называют дескриптором файла, т.е. фактически она лишь указывает программе на место в памяти, через которое обеспечивается доступ к файлу средствами операционной системы.

Для работы с файлами так же предусмотрен целый ряд процедур и функций. Среди них можно отметить уже знакомые нам read/readln и write/writeln. Чтобы эти процедуры работали с файлами, в качестве первого параметра указывают имя файловой переменной (дескриптор файла):

Writeln(f, Текст для записи в файл);

Но прежде, чем производить запись в файл, или начать считывать из него данные, как уже говорилось, надо связать переменную с файлом (назначить дескриптор) и открыть его, попутно назначив режим доступа. Назначение дескриптора файлу производится с помощью процедуры AssignFile, например

AssignFile(f, c:\file.txt);

Что касается открытия файла, то тут дела обстоят несколько сложнее, поскольку следует учитывать тип файла и режим доступа. Так, применительно к текстовым файлам, используют процедуры Reset, Rewrite и Append, открывающие файл на чтение, перезапись и добавление (запись в конец файла), соответственно.

Наконец, следует отметить, что после того, как операции с файлом произведены, его необходимо закрыть. Для закрытия файла используется процедура CloseFile. Таким образом, вариант использование всех этих процедур для чтения и записи файла в общем случае, выглядит таким образом, как показано в листинге 5.4:

Листинг 5.4. Запись и чтение в файлах

Program readwrite; {$APPTYPE CONSOLE} uses SysUtils; var f: TextFile; s: string; begin AssignFile(f, c:\test.txt); // назначаем дескриптор файлу text.txt Rewrite(f); // открываем файл на запись writeln(f, s); // производим запись в файл CloseFile(f); // закрываем файл Reset(f); // открываем файл на чтение readln(f, s); // считываем данные из файла CloseFile(f); // закрываем файл end;

Еще один пример работы с файлами можно посмотреть в Demo\Part1\Files. Вместе с тем, на практике файловые типы данных не часто используются при современном программировании в среде Delphi, поскольку VCL предлагает ряд более удобных и изящных методов для хранения данных на диске, начиная от методов отдельных классов и заканчивая потоками и базами данных.

Совместимость и преобразование типов

При рассмотрении простых типов мы уже поднимали вопрос их совместимости и преобразования друг в друга. Теперь настала пора рассмотреть этот аспект более внимательно. В частности, если целое число без проблем приводится к вещественному, то как быть в том случае, если требуется обратное преобразование? Выход в данной ситуации состоит в использовании специальных функций преобразования типов. Так, для преобразования вещественного числа в целое используются функции Round и Trunc. Их отличие состоит в том, что первая округляет значение до целого, опираясь на стандартные математические правила, а вторая - просто отбрасывает дробную часть числа. Отметим, что если надо просто отбросить дробную часть числа, оставив тип данных без изменений, то следует использовать другую функцию - Int. Примеры их использования показаны ниже:

Var i: integer; r: real; ... r:= 5.75; i:= Round(r); // i получит значение 6 i:= Trunc(r); // i получит значение 5 r:= Int(r); // r получит значение 5.0

Куда большее количество функций предусмотрено для преобразования числовых типов в строковые и наоборот. С некоторыми из них, предназначенных для дат, мы уже знакомы (см. таблицу 5.1). Другие же представлены в таблице 5.2.

Таблица 5.2. Функции для преобразования чисел в строки и наоборот
Функция Описание
IntToStr Преобразует целое число в строку
StrToInt Преобразует строку в целое число, в случае невозможности преобразования вызывает ошибку
StrToIntDef Преобразует строку в целое число, в случае невозможности преобразования возвращает число, указанное в качестве второго аргумента
FloatToStr Преобразует вещественное число в строку
FloatToStrF Преобразует вещественное число в строку на основе указанного формата
StrToFloat Преобразует строку в вещественное число, в случае невозможности преобразования вызывает ошибку
StrToFloatDef Преобразует строку в вещественное число, в случае невозможности преобразования возвращает число, указанное в качестве второго аргумента
CurrToStr Преобразует число типа Currency в строку
CurrToStrF Преобразует число типа Currency в строку на основе указанного формата
StrToCurr Преобразует строку в число типа Currency, в случае невозможности преобразования вызывает ошибку
StrToCurrDef Преобразует строку в число типа Currency, в случае невозможности преобразования возвращает число, указанное в качестве второго аргумента

В качестве формата в функциях типа FloatToStrF подразумевают один из предопределенных вариантов форматирования, а так же количество знаков после запятой и общее количество. Например, для того, чтобы оставить не более 2 знаков после запятой, можно использовать следующее выражение:

Str:= FloatToStrF(x, ffGeneral, 10, 2);

Здесь ffGeneral является указанием на формат вывода, 10 определяет максимально возможное число знаков в числе вообще, а 2 - предельно допустимое число знаков после запятой. Помимо ffGeneral, определяющего наиболее обобщенный формат представления чисел, имеются и другие:

  • ffExponent - формат с экспонентой (например, 1.45E10);
  • ffFixed - фиксированный формат (например, 145000.01);
  • ffNumber - "прописной" формат (например, 1,450,000.0);
  • ffCurrency - валютный формат (например, 145 000,00р).

Таким образом, привести то или иное число к строке нужного формата, оказывается достаточно просто - важно лишь определиться, что нужно получить. А еще одна функция - Chr - позволяет преобразовывать маленькие числа (до 255) в символы, т.е. фактически, из типа Byte делает Char.

Что касается обратных преобразований (строк в числа), то тут следует соблюдать определенную осторожность, поскольку далеко не всякая строка может стать числом. В первую очередь это касается преобразований вещественных числе, поскольку нередко вместо отделяющей мантиссу точки может оказаться запятая. В случаях, когда преобразование строки в число невозможно, возникает ошибка выполнения программы. Ее можно обрабатывать самостоятельно (об обработке ошибок будет рассказано во второй части книги), или же поручить это дело функции - в таком случае следует использовать функции с суффиксом Def (StrToIntDef, StrToFloatDef и StrToCurrDef). В качестве второго аргумента они принимают значение, которое следует использовать в том случае, если преобразование невозможно:

X:= StrToIntDef(str, -1);

В данном случае, если в строке str не удастся распознать число, переменной x будет присвоено значение -1.

При всем многообразии типов данных, в Object Pascal существует тип еще один тип, который не имеет типа - вариантный. Называется он Variant. Переменные вариантного типа могут принимать значения любого простого типа, а так же некоторых специальных. В типичном случае использование вариантного типа может выглядеть так:

Var v: variant; ... v:= 5; v:= Строковое значение; v:= 10.54;

Этот пример иллюстрирует, как одной т той же переменной последовательно присваиваются данные 3 разных типов - целочисленного, строкового и вещественного. При этом никакой ошибки не возникает. Однако вариантные данные обрабатываются гораздо медленнее, чем типизированные - практически так же медленно, как программы на языке BASIC. (кстати, в классическом BASIC как раз только вариантные данные и были). Кроме того, использование нетипизированных данных вообще, а в строго типизированном языке - особенно, чревато непредсказуемым поведением программы и прочими ошибками. Поэтому оставим этот тип для внутреннего использования Delphi - в VCL он применяется для работы с OLE и базами данных.

Указатели

Указатели (pointers) - это такой тип переменных, которые хранят адрес в памяти компьютера, по которому расположена другая переменная. Фактически, указатель не содержит значение, а ссылается на него.

Указатели можно задать двумя принципиально разными способами. Во-первых, можно использовать специальный тип - Pointer. При этом будет создан нетипизированный указатель, под который всякий раз надо будет принудительно выделять память, используя функцию GetMem. Другой, как правило более предпочтительный способ, состоит в том, что сразу же создается указатель нужного типа. Делается это при помощи символа "^", предшествующего названию типа:

Var P: ^integer;

Здесь мы определили указатель P, являющийся указателем на переменную целочисленного типа.

После того, как указатель создан, можно связать его с переменной подходящего типа, используя операцию @:

Var P: ^integer; x: integer; ... P:= @x; Теперь к переменной x можно обращаться как непосредственно, так и через ее указатель. В случае обращения через указатель так же используют символ "^": x:= 10; P^ := 10;

В обоих случаях переменная x получит значение 10.

Другим вариантом использования указателя, помимо связывания с существующей переменной, является выделение для него памяти и дальнейшая работа как с ссылкой на некую абстрактную переменную (фактически, непосредственно на область в памяти, выделенную для хранения данных). В таком случае, код будет выглядеть так:

Var P: ^integer; ... New(P); // выделение памяти, необходимой для хранения данных типа Integer P^ := 10; // занесение данных в выделенный блок памяти Dispose(P); // освобождение памяти

При работе с указателями таким методом следует самостоятельно заботиться о выделении и очистке памяти под данные.

В целом же указатели, как правило, используются для взаимодействия с системными функциями операционной системы (в частности, с Windows API), для взаимодействия со сторонними программами и динамически подключаемыми библиотеками.

Объекты

Самые сложные и интересные типы данных - это объекты. В современных версиях Delphi объекты бывают 3 основных типов: собственно объекты, а так же классы и интерфейсы. Тип объекта (object) достался Delphi от предшественника - языка Pascal with Objects, и в настоящее время практически не используется. Основным типом объектных данных в современных программах является класс (class). Что касается интерфейсов (interface), то они являются разновидностью классов, и предназначены для взаимодействия с системными объектными функциями Windows.

Тема объектов достаточно обширна, поскольку является основой для парадигмы объектно-ориентированного программирования. ООП в Object Pascal рассматривается во второй части настоящего издания.