Режим lighten в фотошопе. Режим наложения в фотошопе

Работа в Photoshop подразумевает мастерское владение такой простой, но часто недооцененной функцией, как Режимы Наложения. При большом количестве других замечательных инструментов, ей легко пренебречь, но она, всё же, должна стать частью вашего инструментария.

Где находятся режимы наложения?
Основная причина, по которой игнорируются Режимы Наложения (Blending Modes) – это их место положения: прямо на Палитре Слоев (Layers Palette).

Их легко не заметить, так как они на всегда на самом виду. Просто выдираете слой (или слои), и назначаете Режим Наложения (Blending Mode).

Что такое Режим Наложения?
Вы можете разбить Режимы Наложения на физические блоки в выпадающем меню: Затемнение (Darken), Замена светлым (lighten), Насыщенность (saturation), Вычитание (subtraction) и режимы Цвета (color).

Теперь, когда вы узнали на какие составляющие можно логически разделить этот инструмент, разобраться для чего используются различные режимы, будет намного легче.

Когда нужно использовать Режимы Наложения?
Режимы Наложения имеют много применений, хотя, иногда, при наличии огромного числа различных фильтров, могут показаться излишними. Ниже приведен пример использования Режима Наложения для создания оттенка.

Вместо использования фильтра Цветового тона/Насыщенности, или какого-либо другого на базовом изображении (Слой 1 на приведенном выше примере), мы можем просто наложить нужный нам цвет поверх слоя, и использовать Режим Наложения для получения желаемого оттенка. Для перебора различных режимов, вы можете использовать кнопки со стрелками, но если вы уверены, что просто хотите наложить цвет поверх изображения, начинать лучше с режима Экран (Screen).

Режимы Наложения нельзя модифицировать, то есть вы не можете настраивать их. Но вам это и не нужно! Эффекты от различных режимов могут быть подкорректированы параметрами Непрозрачность (Opacity) и Непрозрачность Заливки (Fill opacity). Если вы не сможете подобрать полностью соответствующий вашим требованиям эффект, выберите наиболее подходящий и поэкспериментируйте с Непрозрачностью слоя (Opacity) или Непрозрачностью Заливки (Fill opacity).

Другие применения Режимов Наложения
Как вы, наверное, догадались, можно накладывать друг на друга и отдельные слои, получая потрясающие эффекты. На приведенном ниже примере, использовано наше исходное фото, на которое наложено изображение света автомобильных фар. При помощи Жесткого Света (Hard Light) и понижения Непрозрачности Заливки, вы можете получить весьма интересный эффект, с практически неограниченным ресурсом редактирования:

А еще Режимы Нложения применять “пачками”! На примере ниже вы можете наблюдать наложения нашего оттенка поверх обоих предыдущих слоев.

Таким образом, перед нами открываются практически безграничные возможности. Но прежде всего следует отметить, что для достижения одной и той же цели, Режимы Наложения дают нам на много больше свободы и гибкости, чем использование обычных статичных эффектов, таких как Цветовой тон/Насыщенность.

Рабочие примеры
Используя случайное исходное фото и текстуру, мы продемонстрируем как каждый эффект влияет на изображение. Важно расположить текстуру прямо над исходным фото на палитре слоев. Мы установили непрозрачность наложения равной 100% или 50%, так что вы легко можете воспроизвести эксперимент самостоятельно.

Исходным изображением нам послужил природный ландшафт:

Текстура:

Более детальное рассмотрение Режимов Наложения:
Теперь давайте рассмотрим каждый режим в отдельности и изучим его более подробно!

Нормальный, 50% (Normal at 50%)
Использует какую-то часть (в процентном соотношении) накладываемого изображения. 100% означает полное использование изображения, тогда как 0% - не использует его вообще.

Затухание, 50% (Dissolve at 50%)
Выбирает произвольные пиксели изображения, и добавляет их к основе. Так же как и Нормальный режим, при 100% полностью использует изображение, а 0% - не использует вообще.

Затемнение (Darken)
Сравнивает накладываемое изображение с основой, и оставляет только более темные пиксели.

Умножение (Multiply)
Берет информацию о каждом пикселе, умножает его 8-битный цветовой код на код пикселя основы, и делит на 255. Результатом всегда будет более темный цвет. Исключение составляет только наложение белого цвета.

Затемнение основы (Color Burn)
Берет 8-бтную величину каждого канала основы и делит на канал накладываемого слоя. Результатом будет более контрастное изображение, и, как правило, более темное.

Линейный затемнитель (Linear Burn)
Складывает две 8-битные цветовые величины каждого канала, и вычитает из результата 255. В итоге темные области становятся еще более темными, тогда как более светлые участки становятся более контрастными.

Темнее, 50% (Darker Color at 50%)
Вместо использования 8-битного кода каждого канала, он проверяет все каналы, и оставляет только наиболее темные.

Замена светлым, 50% (Lighten at 50%)
Противоположность режима Темнее. Он оставляет только наиболее светлые пиксели от каждого из слоев.

Экран (Screen)
Противоположность Умножения. Он инвертирует пиксели накладываемого изображения, и умножает на пиксели основы.

Осветление основы (Color Dodge)
Делит пиксели слоя основы на инвертированные пиксели слоя с накладываемым изображением.

Линейный осветлитель (добавить) (Linear Dodge (Add))
Складывает 8-битные цветовые коды пикселей каждого слоя. Можно сравнить с режимом Экран, только контраст получается еще сильнее. Если слой-основа – черный, никаких изменений не произойдет.

Светлее (Lighter Color)
Работает так же как Замена Светлым, только перебирает все каналы, а не только каналы основы. Оставляет только наиболее светлые пиксели.

Перекрытие (Overlay)
Использует сочетание режимов Экран и Умножение, делая изображение еще более контрасным.

Мягкий свет (Soft Light)
Тоже самое, что и Перекрытие, но контраст менее сильный.

Жесткий свет (Hard Light)
То же самое, что и Перекрытие, но с более сильным контрастом.

Яркий свет (Vivid Light)
Комбинация Осветления и Затемнения. В работе исходит из параметров накладываемого изображения.

Линейный свет (Linear Light)
То же, что и Яркий Свет, только создает более сильный контраст.

Точечный свет (Pin Light)
Комбинирует пиксели накладываемого изображения, используя режим Осветление Основы и темные пиксели основы, используя Затемнение.

Слои в фотошопе имеют два важных атрибута: режимы наложения слоев и прозрачность. Благодаря этим атрибутам слои не просто накладываются друг на друга, как в аппликации, но и смешиваются по разным алгоритмам. Это позволяет быстро и гибко управлять цветом изображения, регулировать прозрачность слоя, а значит, создавать новые образы и воплощать самые смелые идеи.

Управление режимами наложения слоев и прозрачностью

Часть атрибутов доступна непосредственно в палитре Layers (Слои). В первую очередь, это режим наложения и прозрачность.

Прозрачность регулируется двумя инструментами. Fill (Заливка) влияет на прозрачность только пикселей слоя, а вот Opacity (Непрозрачность) влияет на непрозрачность пикселей и эффектов слоя.

В нижней части панели расположены следующие инструменты:

  • Создание связи между слоями – вы можете связать два и больше слоев или групп друг с другом. В отличии от выбора нескольких слоев, связанные слои сохраняют свою связь пока вы её не отмените.
  • Применение эффектов к слоям – открывает панель параметров наложения.
  • Добавление маски к слою – создается обычная, белая маска, а если зажать Alt и нажать на кнопку, создается непрозрачная маска.
  • Создание корректирующего слоя – в отличии от обычной коррекции, скажем Curves – корректирующий слой можно изменить в любой момент.
  • Создание папки для слоев – очень удобно когда работаете с большим количеством слоев, группировать их.
  • Создание нового слоя.
  • Удаление слоя.

Как работают режимы наложения слоев

Давайте рассмотрим, как работают режимы наложения слоев в трех разных ситуациях:

  1. Накладывается дубликат слоя
  2. Накладывается цвет
  3. Накладывается другое изображение, например, текстура

Normal (Нормальный)

Пиксели верхнего слоя непрозрачны и потому закрывают нижний слой. Изменение прозрачности верхнего слоя сделает его полупрозрачным и заставит смешаться с другим слоем. В этом примере прозрачность верхнего слоя 100%, кроме надписи — там 50%.


Dissolve (Растворение)

Комбинирует верхний слой с нижним, используя пиксельный узор. Эффекта не будет, если верхний слой имеет 100% непрозрачность. Уменьшите прозрачность для проявления эффекта.


Группа затемнения

Сравнивает два источника и заменяет значения светлых пикселей значениями темных. В этом режиме рассматривается информация цвета в каждом канале, и в качестве результирующего выбирается основной или совмещенный цвет в зависимости от того, какой из них темнее. Пикселы с цветом, более светлым по сравнению с совмещенным, заменяются, а пикселы с цветом, более темным по сравнению с совмещенным, остаются неизменными.


Затемняет все изображение. Полезен для увеличения плотности светов и средних тонов. Если верхний слой белый – изменений не произойдет.

В этом режиме рассматривается информация цвета в каждом канале, и значение основного цвета умножается на значение совмещенного цвета. Результирующий цвет всегда представляет собой более темный цвет. В результате умножения значения любого цвета на значение черного цвета вырабатывается черный цвет. В результате умножения значения любого цвета на значение белого цвета цвет остается неизменным. При рисовании цветами, отличными от черного или белого цвета, подряд идущие штрихи, накладываемые с помощью инструмента рисования, создают все более темные цвета. Этот эффект аналогичен рисованию изображения с помощью нескольких маркеров.


Позволяет получить более темное изображение с увеличенной контрастностью. Если верхний слой белый – изменений не произойдет.


Более “сильная” комбинация режимов наложения Multiply и Color Burn, темные пиксели преобразуюся в черные. Если верхний слой белый – изменений не произойдет.

Сравнивает суммарную величину значений всех каналов для совмещенного и основного цветов и отображает цвет с наименьшим значением. В режиме «Темнее» третий цвет не создается.


Группа осветления

Режим противоположный режиму Darken, затемняет темные пиксели более светлыми.


Осветляет все изображение. Используйте его для осветления темных областей изображения, а так же для проявления деталей в недодержанных изображениях.


Действие похоже на Screen (Экран), но заметно сильнее в светлых областях за счет проявления более насыщенных и контрастных цветов нижнего слоя. Имитирует недодержку в фотографическом процессе.


Комбинация режимов Screen и Color Dodge; светлые значения преобразуются в белые. Если верхний слой черный – эффекта не будет.


Группа увеличения контрастности

Затемняет темные пиксели (Multiply) и осветляет (Screen) светлые, что приводит к увеличению контрастности без усечения теней и светов. Если верхний слой 50% серый – эффекта не будет.


Комбинация режима Dodge, который осветляет светлые пиксели, и режима Burn, который затемняет темные пиксели. Увеличивает контрастность чуть меньше чем режимы Overlay и Hard Light.


Использует тот же метод, что и режим Overlay, но эффект более сильный.


Если верхний слой светлее 50% серого, то верхний слой осветяется через уменьшение контраста (Color Burn), а если темнее – то затемняется через увеличение контраста (Color Dodge).


Похож на режим Vivid Light. Если верхний слой светлее 50% серого, то верхний слой осветяется через увеличение яркости (Linear Burn), а если темнее – то затемняется через уменьшение ярокости (Linear Dodge).


Комбинирует режимы Darken и Lighten для замены значений пикселей. Если верхний слой светлее чем 50% серый, пиксели осветляются через режим Lighten, а если темнее 50% серого – затемняются режим Darken.


Осветляет светлые пиксели и затемняет темные пиксели до пороговых значений. Это приводит к чрезвычайной постеризации. Свечение верхнего слоя смешивается с цветом нижнего.


Группа сравнения

Представляет идентичные пиксели как черные, похожие – как темно-серые, а противоположные – как инвертированные. Если верхний слой черный – изменений не будет.


Похоже на режим Difference, однако обеспечивает меньшую контрастность. Наложение на черный цвет не приводит к каким-либо изменениям, а наложение на белые пиксели – к инверсии сравниваемых значений, что приводит к их отображении серым цветом.


Группа компонентов изображения

Комбинирует свечение (Luminance) и насыщенность (Saturation) нижнего слоя с цветовым тоном (Hue) верхнего.


Комбинирует свечение (Luminance) и цветовой тон (Hue) нижнего слоя с насыщенностью (Saturation) верхнего слоя.


Color (Цветность)

Комбинирует тон (Hue) и насыщенность (Saturation) верхнего слоя и свечение (Luminance) нижнего слоя.

Режим наложения (Blending Modes) определяет, каким образом пиксели накладываемого слоя взаимодействуют с пикселями нижележащего слоя. Знание алгоритмов работы режимов наложения значительно облегчает работу в Фотошоп.

Для каждого слоя по умолчанию установлен Нормальный (Normal) режим наложения. В результате содержимое изображение накладываемого слоя полностью перекрывает содержимое нижележащего слоя. В Фотошоп имеется несколько режимов наложения предоставляющих различные варианты наложения пикселей накладываемого слоя на исходный.

Режимы наложения слоя расположены в выпадающем меню в левом верхнем углу палитры слоёв. Режимы наложения также используются инструментами рисования и находятся в выпадающем меню палитры настроек инструмента. Но самым серьезным инструментом режимы наложения становятся при использовании со слоями.

Режимы наложения разбиты на шесть групп:

  1. Основные (Basic) - заменяют базовые пиксели.
  2. Затемняющие (Darken) - затемняют базовые пиксели.
  3. Осветляющие (Lighten) - осветляют базовые пиксели.
  4. Контрастные (Contrast) - увеличивают контраст базовых пикселей.
  5. Сравнительные (Comparative) - результат зависит от разницы между слоями.
  6. Компонентные (HSL) - определяют результат по яркости и цвету между слоями.

Для получения лучшего результата, с некоторыми режимами наложения рекомендуется уменьшать Непрозрачность (Opacity) слоя. Как и с другими инструментами Фотошоп, разобраться с алгоритмами работы режимов наложения поможет только экспериментирование.

Чтобы помочь вам разобраться, как работают режимы наложения в Фотошоп, я подготовил примеры наложения одного изображения на другое в разных режимах. Во всех примерах я буду изменять режим наложения на верхнем слое с изображением в виде цветных градиентных полос. А накладывать его я буду на нижний слой с изображением сталкера.

ОСНОВНЫЕ (BASIC)

Нормальный (Normal) - пиксели верхнего слоя непрозрачны и поэтому полностью перекрывают нижний слой. Только при уменьшении Непрозрачности (Opacity) верхнего слоя мы сможем увидеть нижний слой.

Растворение (Dissolve) - комбинирует верхний слой с нижним добавляя эффект шума. Чтобы увидеть результат необходимо уменьшить Непрозрачность (Opacity) верхнего слоя (на примере ниже - 80%).

ЗАТЕМНЯЮЩИЕ (DARKEN)

Затемнение (Darken) - сравнивает цвета верхнего и нижнего слоёв и смешивает пиксели в местах, где верхний слой темнее нижнего.

Умножение (Multiply) - умножает цвета верхнего слоя с цветами нижнего слоя и создаёт общий результат темнее. Если верхний цвет белый, никаких изменений не произойдёт.

Затемнение основы (Color Burn) - затемняет изображение используя содержимое верхнего слоя и повышает насыщенность цветов. Этот режим даёт сильный эффект, но если верхний слой белый, никаких изменений не произойдёт.

Линейный затемнитель (Linear Burn) - использует тот же подход, что и предыдущий режим, но с более сильным затемняющим эффектом. Так же не произойдёт никаких изменений, если верхний слой белый.

Темнее (Darker color) - похож на режим Затемнение (Darken), за исключением того, что он работает не поканально, а на всех каналах. В результате его применения на накладываемом слое видимыми остаются только те пиксели, которые темнее пикселей нижележащего слоя.

ОСВЕТЛЯЮЩИЕ (LIGHTEN)

Замена светлым (Lighten) - сравнивает цвета верхнего и нижнего слоёв и смешивает пиксели в местах, где верхний слой светлее нижнего.

Осветление (Screen) - производит те же вычисления, что и режим Умножение (Multiply), но использует при этом инвертированные значения, чтобы проявить конечный результат. Осветляет изображение.

Осветление основы (Color Dodge) - осветляет изображение, используя содержимое верхнего слоя и повышает насыщенность цветов. Если верхний слой чёрный, никаких изменений не произойдёт.

Линейный осветлитель (Linear Dodge) - похож на режим Осветление (Screen), производит более сильный эффект осветления. Если верхний слой чёрный, никаких изменений не произойдёт.

Светлее (Lighter color) - похож на режим Замена светлым (Lighten), за исключением того, что он работает не поканально, а на всех каналах. В результате его применения на накладываемом слое видимыми остаются только те пиксели, которые светлее пикселей нижележащего слоя.

КОНТРАСТНЫЕ (CONTRAST)

Перекрытие (Overlay) - при наложении верхнего слоя на нижний, комбинирует эффекты Умножение (Multiply) и Осветление (Screen) в зависимости от яркости пикселей верхнего слоя. Если верхний слой залит 50% серым цветом, эффекта не будет.

Мягкий свет (Soft Light) - похож на режим Перекрытие (Overlay), но создаёт более умеренный эффект. Если верхний слой залит 50% серым цветом, эффекта не будет.

Жёсткий свет (Hard Light) - принцип работы, как у режима Перекрытие (Overlay), но с более сильным эффектом. Тёмные пиксели верхнего слоя затемняются аналогично режиму Умножение (Multiply), а светлые пиксели осветляются аналогично режиму Осветление (Screen). Если верхний слой залит 50% серым цветом, эффекта не будет.

Яркий свет (Vivid Light) - в зависимости от яркости пикселей верхнего слоя, затемнение происходит по принципу режима Затемнение основы (Color Burn), а осветление по принципу режима Осветление основы (Color Dodge), но с более сильным воздействием. Если верхний слой залит 50% серым цветом, эффекта не будет.

Линейный свет (Linear Light) - похож на предыдущий режим, но с более сильным эффектом. Если верхний слой залит 50% серым цветом, эффекта не будет.

Точечный свет (Pin Light) - смешивает светлые пиксели верхнего слоя используя режим Замена светлым (Lighten), и тёмные пиксели верхнего слоя используя режим Замена тёмным (Darken). Если верхний слой залит 50% серым цветом, эффекта не будет.

Жёсткое смешение (Hard Mix) - создаёт изображение с ровными тонами, ограниченными цветами и большим количеством пастеризации. Освещённость верхнего слоя накладывается на цвета нижнего слоя.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ (COMPARATIVE)

Разница (Difference) - отображает тональную разницу между двумя слоями. Этот режим обычно используют в технологических целях, а не для прямой обработки исходного изображения.

Исключение (Exclusion) - похож на предыдущий режим, но с менее сильным эффектом.

КОМПОНЕНТНЫЕ (HSL)

Цветовой тон (Hue) - объединяет цветовой тон верхнего слоя с яркостью и насыщенностью нижнего слоя.

Насыщенность (Saturation) - объединяет насыщенность верхнего слоя с яркостью и цветовым тоном нижнего слоя.

Цветность (Color) - объединяет цветовой тон и насыщенность верхнего слоя с яркостью нижнего слоя.

Яркость (Luminosity) - объединяет яркость верхнего слоя с цветовым тоном и насыщенностью нижнего слоя.

Год завершается. Пора подводить итоги и делать подарки. Главный итог работы в этом году: на основе материала семинаров сделаны первая и вторая части курса «Практическая цветокоррекция». В связи с этим мы отправили в архив все семинары, кроме «Основ цветокоррекции» . Туда отправилось и отдельное занятие по режимам наложения.

Вот оно и будет подарком, только не разовым, а долгоиграющим. Год назад, после небольшой словесной перепалки , я решил не жадничать уже выложил конспекты ко всем семинарам (ссылки на скачивание есть на соответствующих страницах сайта www.fotoproekt.ru). А здесь я начинаю выкладывать более подробные статьи, написанные для журнала «Фотомастерская».

На какие вопросы мы должны получить ответ

1. Существует ли для данного режима наложения нейтральный цвет и, если да, то какой?

Нейтральным называют цвет, наложение которого не изменяет исходное изображение. Если такой цвет существует, можно наложить на изображение залитый им слой и изменять воздействие, рисуя на нем другими цветами. Этот вопрос важнее, чем может показаться на первый взгляд, поскольку не всегда имеется возможность уменьшать воздействие за счет непрозрачности (см. вопрос 4).

2. Как изменяется степень воздействия по полному тоновому диапазону?

Другими словами, в каком тоновом диапазоне происходит максимальное изменение яркости, в каком — минимальное и как это воздействие изменяется. От понимания этого зависит, подберете ли вы наиболее подходящий режим для коррекций, направленных на изменение яркости.

Примером типичной ошибки, проистекающей из непонимания этого вопроса, является распространенная рекомендация режима Multiply при наложения двух каналов для создания маски объекта, когда в каждом канале объект выглядит светлым, а фон достаточно темным. Подробнее мы поговорим об этом при обсуждении Multiply.

3. Как изменяется контраст в различных тоновых диапазонах?

Локальный контраст, или контраст отдельных областей изображения (объектов сцены), очень важен для нас. Именно благодаря ему передается светотеневой рисунок, то есть ощущение объема объектов. От понимания того, в каких тоновых диапазонах режим наложения повышает, понижает или оставляет без изменений контраст исходного изображения, зависит эффективность его применения в коррекциях, направленных на изменение локального контраста.

Некоторые режимы наложения полностью убивают контраст (детали исчезают, изображение вырождается в однотонную плашку) в отдельных тоновых диапазонах. Этим эффектом можно воспользоваться при ретуши или создании масок, но от него же надо уметь защититься при обычных коррекциях.

4. Соответствует ли уменьшение непрозрачности ослаблению воздействия?

Под ослаблением воздействия подразумевается наложение со стопроцентной непрозрачностью другого цвета, меньше влияющего на исходное изображение. Уменьшение непрозрачности накладываемого слоя часто применяется пользователями для ослабления вносимых коррекций, однако далеко не для всех режимов наложения результат будет аналогичен ослаблению воздействия.

Наглядным примером такой коррекции (правда, немного из другой области) является гауссово размытие. Если поверх исходной картинки лежит слой, к которому применен Gaussian Blur с радиусом 50, уменьшение его непрозрачности до 50% не даст результат аналогичный размытию исходника с радиусом 25.

Понимая, как соотносятся ослабление воздействия и уменьшение непрозрачности, можно не только оптимизировать приемы работы с режимами наложения, но и защититься от некоторых негативных побочных эффектов их применения.

5. Каким реальным фотопроцессам соответствует режим наложения?

Photoshop — это компьютерная версия темной комнаты, правда, с существенно расширенными возможностями. Неудивительно, что многие его инструменты имитируют реальные приемы, которыми фотографы пользуются в жизни. Можно подобрать аналогии к некоторым режимам наложения. Иногда не только фотографические, но и общебытовые.

Во-первых, многим это поможет быстрее понять логику работы режима. Во-вторых, откроется возможность быстро адаптировать приемы работы в темной комнате к компьютерной обработке. Только надо помнить, что аналогии эти имеют массу оговорок.

Общей оговоркой для всех режимов наложения является гамма рабочего пространства. В реальном фотопроцессе все расчеты производятся с энергетической яркостью (гамма 1), в фотошопе мы работаем с перцептуальной яркостью (гамма 2,2). Если вы хотите не просто корректировать «на глаз», а постараться получить результат, максимально близкий к реальному аналогу, наложения должны совершаться с гамма 1.

Максимально близкий отнюдь не означает полностью идентичный. Каждая пленка имеет свою характеристическую кривую достаточно сложной формы. Поэтому мы будем находить аналогии с некоторой «идеализированной» пленкой, имеющей полностью линейную характеристику.

Если аналогии касаются изменения экспозиции, возникает ограничение и на саму сцену. Все ее элементы должны быть зафиксированы в изображении, то есть укладываться в динамический диапазон пленки.

6. Что происходит при наложении картинки самой на себя?

Это самый простой вопрос. Чтобы взглянуть на ситуацию в комплексе, я не буду отвечать на него каждый раз, а приведу ответ для всех поканальных режимов в конце этой статьи.

7. Как меняется результат, если поменять местами исходное и корректирующее изображение?

Ответ на этот вопрос может пригодиться для оптимизации послойной структуры файла.

8. Для чего может использоваться данный режим, каковы приемы и особенности его практического применения?

Это самый любимый читателями вопрос, поскольку за ним скрывается практика. Я постараюсь не просто перечислить эти приемы и особенности, но и показать все «в картинках». Возможно, у кого-нибудь возникнет желание пропустить предыдущую часть и сразу читать эти «комиксы».

Не советую так поступать. Если разберетесь в теории и посмотрите приемы применения как иллюстрацию к ней — получите в руки мощный инструмент, который сможете осмыслено применить для решения любой стоящей перед вами задачи. Если просто просмотрите примеры применения — будете знать (пока не забудете), как обработать точно такие же изображения, как у меня.

Режим наложения Normal

Да, как бы странно это ни звучало, именно с него мы начнем разбираться с поканальными режимами наложения. В некоторых описаниях я встречал утверждение, что в режиме Normal изображения между собой не взаимодействуют. Действительно, о каком взаимодействии можно говорить, когда верхняя картинка полностью закрывает нижнюю? О взаимодействии, которое возникает при уменьшении непрозрачности накладываемого слоя.

Посмотрите на семейство кривых, оказывающих на изображение такое же воздействие, как наложение однотонной плашки яркости 64 с различной непрозрачностью. При непрозрачности 0% изображение не меняется, при непрозрачности 100% — вырождается в однотонную плашку. Этому случаю соответствует горизонтальная прямая на уровне 64.

Как фотошоп рассчитывает яркость при частичной непрозрачности? Предположим, некоторый пиксель картинки имел до коррекции яркость 192 (A). Его же яркость после коррекции с непрозрачностью 100% — 64 (B). Вычисляя яркость при уменьшении непрозрачности по пути из точки A к точке B, программа проходит на столько процентов, сколько мы выставим в поле Opacity. Так же рассчитывается финальная яркость остальных пикселей. То есть, при уменьшении непрозрачности кривая равномерно подтягивается к своему начальному положению.

Формула имеет один и тот же вид для 8-битного режима и отнормированной яркости, где: s — яркость исходного изображения; с — яркость корректирующего изображения; r — яркость финального изображения; k — значение параметра Opacity в процентах.

При изменении порядка наложения слоев результат сохраняется, если непрозрачность верхнего слоя изменить на 100-k.

В реальной жизни режиму Normal соответствует просмотр двух сцен через полупрозрачное зеркало. Сцена видимая на просвет — исходное изображение; сцена видимая в отражении — корректирующее изображение; коэффициент отражения зеркала — Opacity.

В фотопроцессе режиму Normal соответствует экспозиция двух сцен на один кадр при условии, что суммарная экспозиция приведена к нормальной. Первая сцена — исходное изображение; вторая сцена — корректирующее изображение; доля экспозиции второй сцены от общей — Opacity.

Дополнительной оговоркой к аналогиям с реальностью и фотопроцессом является отсутствие в обеих сценах светлых областей, выходящих по яркости за динамический диапазон глаза или камеры.

В практической работе уменьшение непрозрачности чаще всего используется для ослабления внесенных коррекций.

Что стоит за самоналожением картинки

Обещанный ответ на шестой вопрос. Вернитесь к клетчатой доске и посмотрите на диагональ A(0)-K(255). У ее полей есть одно общее свойство: яркости исходного и корректирующего изображения равны. Это случай наложения картинки самой на себя в соответствующем режиме.

Построив кривые по полям «большой диагонали», можно легко понять, какие элементарные коррекции скрываются за самоналожением картинки в каждом из режимов. Кстати, для режимов Overlay и Hard Light кривые совпадают. Форма всех этих кривых не зависит от изображения, не учитывает его особенностей, а значит, не является оптимальной для каждого конкретного изображения.

Это не значит, что такой прием нельзя использовать. Но, применяя его, вы должны понимать, на что идете. И если уж решили им воспользоваться, не надо дублировать на новый слой все изображение. Просто создайте любой корректирующий слой (Curves, Layers и т.п.) с нулевыми настройками (не меняющий изображение).

Теперь в вашем распоряжении точная копия исходного изображения на отдельном слое, можно задать ему нужный режим наложения. Таким образом, вы не только избежите ненужного утяжеления файла, но и получите возможность ретушировать исходное изображение без переделки верхнего слоя.

В следующий раз мы рассмотрим первую пару —

Желающие посетить очные занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий в . Там же вы найдете ссылки на другие мои статьи.

Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.

Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте сайт

Приветствую вас, читатели сайт. Сегодня мы поговорим о режимах смешивания в фотошопе (иногда их ещё называют режимы наложения). Полагаю, вы уже ознакомились с тем, что это такое. Если же нет, тогда советую прочитать о режимах смешивания в фотошопе в уроке .

Да, это тот самый Blend Mode, о котором я твержу практически в каждом Photoshop уроке. Расположены режимы смешивания в панели слоёв, вот здесь:

Однако этим сфера их влияния не ограничивается, и найти режимы смешивания также можно в стилях слоя:

Пользователь Photoshop волен выбирать из 27 режимов смешивания:

Как видите, все режимы разделены на 6 групп, согласно принципу воздействия на нижние пиксели: стандартные режимы, режимы затемнения, осветления, контраста, режимы сравнения и режимы цвета.

Остановимся теперь на каждой группе подробнее.

К каждому режиму смешивания я дам пояснение, а также наглядную иллюстрацию в виде наложения вот этой текстуры:

На это изображение:

Стандартные режимы

Normal (Обычный). Этот режим стоит по умолчанию и не имеет особых параметров смешивания.

Dissolve (Растворение). «Растворяет» текущий слой, т.е. удаляет некоторую часть пикселей в случайном порядке, вследствие чего появляется эффект рассеивания. Для того, чтобы увидеть этот режим в действии, нужно уменьшить непрозрачность слоя:

Режимы затемнения

Режимы смешивания этой группы затемняют изображение, а также, белые пиксели становятся прозрачными .

Darken (Замена тёмным) — Сравнивает яркость пикселей текущего слоя, и пикселей слоя, который расположен ниже. Все пиксели на текущем слое, которые темнее, чем нижние, остаются, остальные же становятся прозрачными.

Multiply (Умножение) — Название говорит за себя, этот режим смешивания делает пересекающиеся цвета темнее в 2 раза. Обычно его применяют для того, чтобы затемнить очень светлое изображение или придать глубину.

Color Burn (Затемнение цвета) — Эффект аналогичен режиму Multiply, но при этом увеличивается насыщенность изображения.

Linear Burn (Линейное затемнение) — Похож на Multiply, за тем исключением, что затемняет пересекающиеся точки более двух раз.

Darker Color (Цвет темнее) — Сравнивает все цветовые каналы, выделяя базовый и составной цвета, а затем отображает цвет с наименьшим значением.

Режимы осветления

Режимы смешивания этой группы осветляют изображение, а чёрные пиксели заменяются прозрачными.

Lighten (Замена светлым) — Работает прямо противоположно режиму Darken, то есть оставляет те пиксели текущего слоя, которые светлее, а остальные убирает.

Screen (Экран) — Делает пересекающиеся цвета в 2 раза светлее. Один из вариантов использования — осветление фотографий (дублируете слой с фотографией, и применяете этот режим смешивания)

Color Dodge (Осветление основы) — Делает невидимыми чёрные цвета, а остальные цвета осветляют изображение на слое ниже. Увеличивает насыщенность изображения.

Linear Dodge (Add) (Линейная основа) — Тоже самое, что Color Dodge, только увеличивается яркость, а не насыщенность.

Lighten Color (Цвет светлее) — Работает противоположно режиму Darker Color (отображается цвет с наибольшим значением).

Режимы контраста

Режимы смешивания этой группы берут в расчёт и светлые, и тёмные пиксели, в отличии от двух предыдущих. А работают режимы этой группы с контрастностью изображения.

Overlay (Перекрытие) — Смешивает пиксели на текущем и нижнем слое, убирает светлые участки, и умножает тёмные.

Soft Light (Мягкий свет) — Затемняет или осветляет цвет на нижнем слое, в зависимости от цвета текущего.

Hard Light (Жёсткий свет) — Схож с предыдущим, но эффект сильнее. Затемняет нижние цвета, если на текущем слое тёмный цвет, и осветляет, если светлый.

Vivid Light (Яркий свет) — Почти то же, что Soft Light, но регулируется значение контрастности.

Linear Light (Линейный свет) — В зависимости от цвета текущего слоя сильно засвечивает или затемняет изображение. Может использоваться для имитации засветки изображения.

Pin Light (Точечный свет) — В зависимости от того, какие цвета (тёмные или светлые) на активном слое, перемещает цвета на слое ниже.

Hard Mix (Жёсткий микс) — Смешивание по яркости, на выходе получаем очень яркое изображение 🙂

Режимы сравнения

Difference (Разница) — Совмещает верхнее и нижнее изображение друг на друга. Происходит реверсирование цветов, и их яркость зависит от разницы.

Еxсlusion (Исключение) — Тоже самое, что Difference, но контраст значительно меньше.

Subtract (Вычитание) — Вычитает 8-битовые цвета из каналов основы каждого пикселя на каждом слое. Если результатом является негатив, то отображается чёрный цвет.

Divide (Разделение) — Делит друг на друга цвета верхнего и нижнего изображений.

Режимы цвета

Эта группа режимов смешивания фотошопе позволяет наложить только один параметр (например, цвет или яркость), не трогая другие.

Hue (Цветовой тон) — Накладывает на нижний слой цветовой тон верхнего, оставляя все остальные параметры нижнего слоя нетронутыми.

Saturaion (Насыщенность) — Тоже самое, только для насыщенности,

Color (Цвет) — то же для цвета,

Luminosity (Яркость) — и для яркости.

В целом, режимы смешивания дают неизмеримо больше свободы и гибкости при работе с изображениями в photoshop, чем обычное изменение параметров. А в сочетании со стилями и масками слоя это, пожалуй, самый мощный инструмент создания потрясающих эффектов.

Мы рассмотрели все режимы смешивания слоёв в фотошопе , надеюсь этот photoshop урок был для вас полезен, не забывайте оставлять комментарии. На этом я желаю вам успехов, и прощаюсь до новой встречи в следующем уроке.