Первый запуск устройства и поиск неисправностей. Проверка электронных компонентов

Р аздел Мастерская составлен для начинающих радиолюбителей , которые хотят не только собирать и мастерить самоделки, но и самостоятельно производить ремонт бытовой электроники.

З десь Вы найдёте статьи по ремонту, начиная с таких аппаратов как CD/MP3-проигрыватели и заканчивая бытовыми компактными люминесцентными лампами. Узнаете, как правильно разобрать/собрать CD деку автомобильного проигрывателя и как восстановить работоспособность портативной звуковой колонки. Также рассматриваются основные моменты ремонта и приводятся качественные фотографии для наглядности.

Н а страницах этого раздела найдётся информация о том, как отремонтировать DVD – плеер и музыкальный центр. Рассказано о таких типичных неисправностях современных цветных телевизоров, как, например, появление цветных пятен на экране кинескопа. Есть статьи и о современной портативной технике – MP3 плеерах, переносных звуковых колонках и малогабаритных LCD-телевизорах.

Д ля более полного освоения информации приводятся качественные фотографии ремонтируемых аппаратов и их узлов. В некоторых случаях приводятся принципиальные схемы, фотографии радиодеталей и их цоколёвка. Вся предоставленная информация основывается исключительно на личном опыте ремонта бытовой электроники.

Для перехода на интересующую статью кликните ссылку или миниатюрную картинку-иконку, расположенную рядом с кратким описанием материала.

Удачного ремонта!

Ремонт телевизионной техники

Что делать, если у ЖК-телевизора слетела прошивка и он не включается? Перепрошиваем SPI Flash память 25 серии. Подробный мануал для начинающих радиомехаников и электронщиков.

В телевизорах Erisson распространена неисправность транзистора 2SB764 в цепях кадровой развёртки. Однако неисправность проявляется повторно даже после замены неисправного транзистора на новый. Причина неисправности - "баг", ошибка при проектировании аппарата. В статье подробно рассмотрен пример устранения данного дефекта при ремонте телевизоров Erisson моделей 1401 и 2102.

В статье рассмотрен ремонт переносного LCD-телевизора Prology HDTV-909S. Неисправность - телевизор не включается. В процессе ремонта портативного телевизора был заменён отечественным аналогом транзистор 2SA2039, что никак не сказалось на работоспособности LCD-телевизора Prology.

Ремонт аппаратуры с лазерным оптическим приводом

Главная часть любого дискового устройства - лазерный привод. Немного знаний о ремонте и устранении причин сбоев этих устройств не помешает, особенно начинающим радиомеханикам!

Основные неисправности DVD плееров и методы их устранения (No disk и Error). Наиболее уязвимые детали DVD плееров - лазерный считыватель, привод шпинделя, драйвер и главный процессор. Рекомендации по ремонту и замене неисправных деталей и узлов DVD проигрывателей.

Как быстро заменить оптический лазерный блок в DVD? Простая пошаговая методика избавит начинающих радиомехаников от кропотливой работы по разборке DVD-привода и замены в нем лазера.

При ремонте автомобильных CD/MP3-проигрывателей иногда необходимо произвести чистку линзы оптического лазерного блока, заменить двигатель шпинделя в CD-приводе. Как правильно и быстро разобрать/собрать CD-привод? В статье рассмотрена пошаговая методика разборки CD-привода, для наглядности приводится много фотографий.

Переносной CD/MP3-проигрыватель плохо воспроизводит запись с диска? Узнайте о том, как устранить сбой в CD/MP3-проигрывателе при воспроизведении записи с диска. Пример из реальной практики ремонта, плюс несколько советов о том, как устранить неисправность переносного CD/MP3-проигрывателя.

Ремонт звуковоспроизводящей аппаратуры

С данной статьи мы начнём знакомство с устройством, схемотехникой, а также "комплектухой" автомобильного усилителя. Несмотря на кажущиеся различия, все автомобильные усилители имеют схожую конструкцию и схемотехнику. Материал, изложенный в статье, поможет начинающим радиомеханикам разобраться в устройстве любого автоусилителя.

В этой статье рассказывается об устройстве и ремонте акустической системы SVEN IHOO MT5.1R. Информация будет интересна всем тем, кто интересуется самостоятельным ремонтом звукоусилительной аппаратуры. Пример реальной неисправности и методики ремонта. Прилагается архив с принципиальной схемой аппарата.

Несмотря на всю сложность схемотехники современных музыкальных центров неисправности их довольно типичны. Показана практика ремонта на примере устранения неисправности музыкального центра Samsung MAX-VS720 - хриплый и тихий звук. Узнай сейчас!

Простой ремонт плеера Xcube. Наиболее распространённые неисправности миниатюрных MP-3 плееров, это механические поломки, связанные с интенсивной эксплуатацией этих популярных устройств.

Как-то раз мне на ремонт принесли Bluetooth-колонку JBL Charge 3, но это оказалось не она... Пример ремонта дешёвой копии одной из популярных беспроводных акустических систем.

В последнее время широкое распространение получили переносные акустические системы, по английской терминологии - Portable Speakers (Портативные громкоговорители). Особенно востребованы портативные акустические системы в молодёжной среде. Переносные акустические системы имеют малые габариты, хорошее качество звуковоспроизведения, автономное питание. Какова "электронная начинка" этих устройств?

В практике ремонта нередки случаи, когда ремонт прибора невозможен по причине невозможности замены какого-либо электронного компонента. В таких случаях приходится искать наиболее подходящую замену неисправной детали. В статье рассмотрен ремонт портативной акустической системы. Вместо неисправной микросхемы PAM8403 была довольно успешно встроена микросхема TDA2822.

По статистике неисправностей автомагнитол на первом месте идут поломки связаные с цепями питания этих приборов. Рассмотрен простой ремонт автомагнитолы Mystery MCD-795MPU - выгорел защитный предохранитель, магнитола не включается. Данная методика ремонта пригодится при ремонте любых автомагнитол: кассетных, дисковых, бездисковых (с USB).

Ремонт различной бытовой радиоэлектроники

В этой статье рассказывается об устройстве и ремонте электрического чайника-термоса. Подробно рассмотрена конструкция и назначение конкретных деталей и электронных узлов.

В данной статье рассматривается принципиальная схема термопота. Подробно рассмотрены основные электрические узлы, а также электронные компоненты, которые применяются в термопотах разных фирм. Информация будет непременно полезна всем тем, кто хочет самостоятельно починить неисправный чайник-термос.

Взамен обычных бытовых ламп накаливания приходят компактные энергосберегающие лампы, которые можно установить в стандартный цоколь Е27(Е14). Несмотря на то, что энергосберегающие лампы долговечнее обычных ламп накаливания, они также выходят из строя. Стоимость энергосберегающих ламп довольно высока и их ремонт оправдан хотя бы в личных целях. Особенно, если учесть тот факт, что в большинстве случаев сама лампа исправна, а из строя выходит высокочастотный преобразователь, который несложно починить.

SMD монтаж - один из самых сложных в плане ремонта, особенно при отсутствии спецоборудования и необходимых запчастей. Проблему замены SMD компонентов каждый радиомеханик решает для себя сам. Вот один из примеров...

Электробезопасность при обслуживании и ремонте радиоэлектронной аппаратуры

При ремонте электроустановок, электронных приборов и электропроводки необходимо соблюдать простые правила электробезопасности. В статье кратко описаны некоторые приёмы и правила, которые используют радиолюбители и электрики в повседневной практике.

Электрооборудование транспортных средств

Данная статья посвящена электрике и электрооборудованию рядового китайского скутера. Рассказывается практически обо всех элементах электрической схемы скутера, их назначении и особенностях. Информация будет интересна всем владельцам китайских скутеров, которые не знакомы с электрооборудованием скутера, но желают узнать об этом больше.

Неисправность реле-регулятора скутера приводит к нежелательным последствиям: выгорают лампы освещения, выходит из строя аккумуляторная батарея, со временем заряд аккумулятора снижается и приходится заводить скутер кикстартером. Проверить реле-регулятор на скутере можно с помощью мультиметра. О том, как это сделать читайте здесь.

Ремонт источников питания

Вторая часть является продолжением первой части и в ней разбирается состав и работа схемы управления и контроля сварочного инвертора.

Схемотехнике блоков питания ПК посвящены 5 частей. В каждой из них рассказывается об одном из электронных узлов импульсного блока питания (ИБП). Приводятся принципиальные схемы, а также рассказывается о схемотехнических решениях, применяемых в конкретной схеме и возможных неисправностях.

Цикл статей поможет тем начинающим радиолюбителям, которые хотят научиться ремонтировать, модернизировать и самостоятельно анализировать схемотехнику реальных блоков питания. И хотя в качестве примеров приводятся схемы электронных узлов ИБП форм-фактора AT, предоставленная информация поможет понять принцип работы компьютерного ИБП и в дальнейшем разобраться в устройстве более сложных ИБП формата ATX.

Сегодня ни одно производство не обходится без электроники и каких-либо электронных установок. К сожалению, периодически приходится обращаться к специалистам за помощью в их ремонте. Но цена на ремонт электроники в основном довольно кусачие. Если у вас есть знания в области электроники то можно попробовать отремонтировать сломанную электронику самостоятельно, для этого нужно знать как осуществляется поиск неисправностей. Существует несколько правил и премудростей, благодаря которым можно самостоятельно осуществить ремонт электроники любой сложности и области использования. Конечно прежде чем начинать поиск неисправности вам нужно как проверять ту или иную делать.

Диагностика прибора

Поврежденную деталь в электроприборе перепаять не так уж и сложно, гораздо сложнее правильно и точно обнаружить место поломки. Существует три типа обнаружения неисправностей электроники. От правильной диагностики зависит порядок выполнения дальнейших работ.

  • К первому типу можно отнести неработающие приборы, которые не издают каких-либо звуков, не светятся индикаторы, которые никак не реагируют на управление.
  • Ко второму типу относятся приборы, в которых неисправна какая-то одна часть. Такой прибор не выполняет какие-то функции, но «признаки жизни» все-таки подает.
  • Приборы, которые относятся к третьему типу сломанными полностью назвать нельзя. Они в рабочем состоянии, но иногда их работа может давать сбои. Именно для приборов третьего типа наиболее важен этап диагностики. Считается, что подобную электронику починить сложнее, чем неработающую полностью.

Ремонт приборов поломкой первого типа

В том случае, если прибор не работает полностью, его починку необходимо начинать с питания. Так как у любой электронный аппарат потребляет энергию, то вероятность поломки его питания очень высока. Самым надежным методом обнаружения неисправности, можно назвать метод исключения.

Из списка возможных проблем необходимо по мере диагностики исключать неправильные варианты. В первую очередь необходимо тщательно осмотреть внешний вид прибора. Это необходимо делать даже при уверенности, что причина неисправности находится внутри. Ведь при таком осмотре можно найти дефекты, в будущем могут вывести из строя прибор.

В том случае, если осмотр не принес никаких результатов, на помощь приходит мультиметр. При помощи этого прибора осуществляется поиск неисправностей на плате, диодах, тиристорах, входных транзисторах и силовых микросхемах. Если причина неисправности все еще остается ненайденной проверить следует также электролитические конденсаторы и все остальные полупроводники. В последнюю очередь проверяют пассивные электроэлементы.

Для механических приборов характерно изнашивание элементов трения, а для электроники – ток. Чем больше элемент потребляет энергии, тем быстрее он нагревается, что приводит к быстрому его изнашиванию. Чем чаще элемент нагревается и остывает, тем быстрее деформируется материал, из которого он изготовлен. Частые перепады температуры приводят к так называемому эффекту усталости в период использования электрооборудования.

Не стоит забывать, что блок питания необходимо еще проверять на наличие помех, образующихся на шинах питания и перепады входящих пульсаций. Не редко причиной неработоспособности становится короткое замыкание.

Ремонт приборов с поломкой второго типа

Начинать ремонт приборов второго типа необходимо также с внешнего осмотра. Но в отличие от первого типа, необходимо постараться запомнить состояние световой, цветовой и цифровой индикации агрегата, запомнить код ошибки на дисплее. Далее следует продолжить поиск неисправности на плате. Проблема иногда исчезает, если почистить радиаторы охлаждения, немного пошевелить шлейфы, плату, блоки питания. Полезно иногда проверить напряжение и на лампе накаливания.

Определить проблему можно и по запаху. Необходимо понюхать прибор. Наличие запаха горелой изоляции может выдавать проблему. Особое внимание следует уделить элементам из реактивных пластмасс. Необходимо обратить внимание на переключатели. Их положение может не соответствовать. Так же следует проверить состояние конденсаторов. Возможно среди них есть вздувшиеся или взорвавшиеся. Следует помнить, что внутри прибора не должно быть мусора, пыли или воды.

В том случае, если электроприбор находится в эксплуатации достаточно давно, то причиной поломки может заключаться в износе каких-либо механических элементов или изменения их формы из-за процесса трения.

После тщательного осмотра внешнего вида прибора второго типа можно приступать к диагностике. Не стоит лесть сразу в самые дебри. Следует хорошо исследовать периферические элементы. И только, после этого можно продолжать поиск неисправностей на плате.

Ремонт приборов с поломкой третьего типа

Самой сложной считается диагностика неисправностей приборов третьего типа, так как большинство возникающих дефектов носят случайный характер. Подобный ремонт также не исключает этапа осмотра внешнего вида прибора. Подобная процедура, в этом случае, носит еще и профилактический характер. Наиболее частыми причинами возникновения неполадок может быть:
В первую очередь плохой контакт.

Длительные нагрузки повышение температуры окружающей среды могут привести к перегреву всего прибора.
Сбои может создавать и слой пыли на блоках, платах и узлах.
Грязные радиаторы охлаждения способствуют перегреву полупроводниковых элементов.
Помехи сети питания прибора.

Проверка электронных компонентов с использованием мультиметра это довольно простая задача. Для ее выполнения нужен обычный мультиметр китайского производства, покупка которого не представляет проблемы, важно только избегать самых дешевых, откровенно некачественных моделей.

Аналоговые приборы со стрелочным указателем до сих пор способны выполнять такие задачи, но более удобны в применении цифровые мультиметры , в которых выбор режима осуществляется при помощи переключателей, а результаты измерения отображаются на электронном дисплее.

Внешний вид аналоговых и цифровых мультиметров:


Сейчас чаще всего используются цифровые мультиметры, так как у них меньший процент погрешности, их легче использовать и данные выводятся сразу на дисплей прибора.

Шкала цифровых мультиметров больше, имеются удобные дополнительные функции – температурный датчик, частотомер, проверка конденсатора, и др.

Проверка транзистора


Если не вдаваться в технические подробности, то транзисторы бывают полевые и биполярные


Биполярный транзистор представляет собой два встречных диода, поэтому проверка выполняется по принципу «база-эмиттер» и «база-коллектор». Ток может идти только в одном направлении, в другом его быть не должно. Не нужно проверять переход «эмиттер-коллектор». Если на базе нет напряжения, но ток все же проходит, прибор неисправен.

Для проверки полевого транзистора N-канального типа, нужно присоединить черный (отрицательный) щуп к выводу стока. К выводу истока транзистора присоединяется красный (положительный) щуп. В таком случае транзистор закрыт, мультиметр высвечивает падение напряжения примерно 450 мВ на внутреннем диоде, и бесконечное сопротивление на обратном. Теперь нужно присоединить красный щуп к затвору, после чего вернуть на вывод истока. Черный щуп при этом остается присоединен к выводу стока. Показав на мультиметре 280 мВ, транзистор открылся от прикосновения. Не отсоединяя красный щуп, дотронемся черным щупом к затвору. Полевой транзистор закроется, а на дисплее мультиметра увидим падение напряжения. Транзистор исправен, что и показали данные манипуляции. Диагностика Р-канального транзистора выполняется аналогично, но щупы меняют местами.

Проверка диода


Сейчас выпускается несколько основных типов диодов (стабилитрон, варикап, тиристор, симистор, свето- и фотодиоды), каждый из них используется для определенных целей. Для проверки на диоде замеряется сопротивление с плюсом на аноде (должно быть от нескольких десятков до нескольких сотен Ом), затем с плюсом на катоде – должна быть бесконечность. Если показатели другие – прибор неисправен.

Проверка резисторов

Как можно понять из картинки, резисторы тоже бывают разные:


На всех резисторах производителями указывается номинальное сопротивление. Его мы и замеряем. Допускается 5% погрешности значения сопротивления, если погрешность больше – прибор лучше не использовать. Если резистор почернел, его тоже лучше не использовать, даже если сопротивление в пределах нормы.

Проверка конденсаторов

Сначала осматриваем конденсатор. Если на нем нет никакие трещин и вздутий, нужно попытаться (осторожно!) покрутить выводы конденсатора. Если получается прокрутить или даже вообще вытащить – конденсатор сломан. Если внешне все нормально, проверяем мультиметром сопротивление, показания должны быть равны бесконечности.

Катушка индуктивности

В катушках поломки могут быть разные. Поэтому сначала исключаем механическую неисправность. Если внешне повреждений нет, измеряем сопротивление, подключая мультиметр к параллельным выводам. Оно должно быть близким к нулю. Если номинальное значение превышено, возможно, поломка произошла внутри катушки. Можно попытаться перемотать катушку, но проще поменять.

Микросхема

Микросхему мультиметром проверять не имеет смысла – в них десятки и сотни транзисторов, резисторов и диодов. На микросхеме не должно быть механических повреждений, пятен от ржавчины и перегрева. Если внешне все в порядке, микросхема скорее всего повреждена внутри, починить ее не удастся. Однако можно проверить выходы микросхемы на напряжение. Слишком низкое сопротивление выходов питания (относительно общего) свидетельствует о коротком замыкании. Если хотя бы один из выходов неисправен, скорее всего схему уже не вернуть в строй.

Работа с цифровым мультиметром

Подобно аналоговому, цифровой тестер имеет щупы красного и черного цвета, а также 2-4 дополнительных гнезда. Традиционно, «масса» или общий вывод маркируется черным. Гнездо общего вывода обозначается знаком «-» (минус) или кодом СОМ. Конец вывода бывает оснащен зажимом типа «крокодильчик», для укрепления на проверяемой схеме.

Красный вывод всегда использует гнездо с маркировкой «+» (плюс) или кодом V. В более сложных мультиметрах имеется дополнительное гнездо для красного щупа, обозначенное кодом «VQmA». Его использование позволяет измерять сопротивление и напряжение в миллиамперах.

Гнездо, обозначенное 10ADC предназначено для измерения постоянного тока, силой до 10А.

Главный переключатель режимов, имеющий круглую форму и расположенный в большинстве мультиметров посредине передней панели, служит для выбора режимов измерения. При выборе напряжения следует выбирать режим больший, чем сила тока. Если требуется проверить бытовую розетку, из двух режимов, 200 и 750 В, выбираем режим 750.

Повреждение в электросхемах кранов

Электрооборудование башенного крана состоит из большого числа , электрических аппаратов и приборов, связанных между собой электропроводкой, длина которой достигает нескольких тысяч метров. В процессе работы крана могут возникать повреждения в электрических схемах. Эти повреждения могут быть вызваны выходом из строя элементов машин и аппаратов, обрывом электропроводки и повреждением изоляции.

Методы устранения неисправностей в электрических схемах кранов

Неисправности устраняют в два этапа. Сначала ищут неисправный участок схемы, а затем восстанавливают его. Наиболее сложный первый этап. Умение выявить место неисправности в наиболее короткий срок и с наименьшими затратами труда имеет очень важное значение, так как позволяет значительно сократить простои крана. Восстановление поврежденного участка обычно сводится к замене неисправного элемента (контакта, провода) или соединению оборванной электропроводки.

Неисправности электрических схем можно разделить на четыре группы: обрыв электрической цепи; ; замыкание на корпус (пробой изоляции); возникновение обходной цепи при замыкании между собой проводов. Все эти неисправности могут иметь различные внешние проявления в зависимости от особенностей крана. Поэтому при устранении неисправности следует тщательно проанализировать работу схемы во всех режимах, выявить отклонения в работе отдельных механизмов крана и только после этого приступить к поиску повреждений в той части схемы, которая может вызвать эти отклонения.

Нельзя дать методику, пригодную для поисков любого случая неисправности, поскольку даже одинаковые схемы привода для разных механизмов крана имеют свои особенности. Однако некоторые общие правила могут быть использованы при анализе любой крановой электросхемы.

В первую очередь определяют, в какой цепи - силовой или управления - возникла неисправность.

Рассмотрим пример неисправности электрической схемы привода механизма поворота крана С-981А. Неисправность заключается в том, что механизм поворота не включается в направлении Влево. Все остальные механизмы, в том числе и механизм поворота в направлении Вправо, работают.

Если при пробном включении рукоятки командоконтроллера в первое положение Влево не включается К2 (рис 1, а), неисправность следует искать в цепи управления, т. е. этого пускателя (цепь: провод 27, контакт В1-3 пускателя К2 и перемычки между главными контактами пускателя К2 и пускателя К1.


Рис. 1. Поиск места неисправности в электрической схеме привода поворота крана С-981А;

А - принципиальная электрическая схема привода поворота крана; б - монтажная электрическая схема реверсивного магнитного пускателя; /, //, ///, IV - последовательность включения вольтметра при проверке цепи

Место обрыва можно определить, проверяя цепь с помощью вольтметра или контрольной лампы, которые включают, как показано на рисунке. Первое включение служит для контроля работы самого вольтметра (контрольной лампы). Допустим, что при подключении вольтметра к клемме 31 он показывает напряжение (лампа горит), а при подключении к клемме 51 не показывает. Следовательно, обрыв находится между этими клеммами. На рисунке видно, что в этот участок входит конечный выключатель ВК2 и провода, соединяющие его с клеммами шкафа управления.

Пользуясь этим способом для выявления места обрыва цепи необходимо строго соблюдать : работать в диэлектрических перчатках и галошах или, стоя на изолирующей подставке, не прикасаться к контактам и оголенным проводникам.

При использовании для проверки контрольной лампы принимают меры против включения магнитного пускателя К2 и механизма поворота крана. Для этого закрепляют якорь магнитного пускателя в положении Выключено. Лампа в холодном состоянии имеет небольшое сопротивление (в несколько раз меньшее, чем уторящей лампы) и при подключении ее к клемме 31 образуется замкнутая цепь (провод 27, контрольная лампа, катушка К2, провод 28), что вызывает срабатывание пускателя К2. При пользовании вольтметром пускатель не может включиться, так как обмотка вольтметра имеет большое сопротивление.

Проверяя цепь для определения места обрыва, следует помнить, что у многих кранов часть цепи работает на переменном токе, а часть - на постоянном. При проверке клеммы вольтметра (лампы) подключают к источнику постоянного тока, а при проверке цепи переменного тока - к фазе переменного тока. Во время работы следует обязательно пользоваться электрическими схемами, так как ошибочное включение лампы в фазу переменного тока при проверке цепи, работающей на постоянном токе, может привести к повреждению выпрямительных устройств.

При поиске места замыкания на корпус (пробоя изоляции) участок (с предполагаемым пробоем) отсоединяют от источника тока, а вольтметр (лампу) подключают к источнику тока и проверяемому участку. В нормальном состоянии отсоединенный участок изолирован от металлоконструкции крана и вольтметр (лампа) ничего не покажет. При пробое вольтметр показывает напряжение, а лампа горит. Последовательно отсоединяя отдельные части проверяемого участка цепи, можно найти поврежденное место.

Если, например, в катушке К2 (см. рис. 1) пробило изоляцию, то при отключении катушки от привода 28 и присоединении вольтметра к клеммам 27 и 51 (контакт В1-3 командоконтроллера разомкнут) вольтметр покажет напряжение.

Значительно эффективней и безопасней производить проверку цепи с помощью омметра или пробника. Пробник состоит из милливольтметра с пределом измерения 0-75 мВ, последовательно соединенного с резистором R = 40 - 60 Ом и батарейкой 4,5 В от карманного фонарика. Выводы пробника А и В служат для подключения к клеммам проверяемой цепи. Методика поиска места неисправности аналогична описанной выше, но кран отключают от внешней сети, так как у омметра и пробника имеются свои источники тока.

При использовании омметра или пробника полностью исключается возможность поражения током, кроме того, с их помощью можно обнаружить место короткого замыкания в проводах.

Цепи управления (цепи защиты) у кранов различных типов выполнены по общему принципу, отличаются они только количеством последовательно включенных аппаратов и имеют общие признаки неисправности. Любую цепь защиты можно условно разделить на три участка: участок с нулевыми контактами контроллеров и кнопкой включения линейного контактора; участок, блокирующий нулевые контакты контроллеров и кнопку при включении контактора и замыкании его блок-контактов (цепь блокировки); общий участок, в который включены аварийные выключатели, контакты максимальных реле и .

Внешним признаком обрыва цепи каждого участка служит определенный характер работы линейного контактора. При обрыве цепи на первом участке линейный контактор не включается, когда нажимают кнопку, но включается, когда поворачивают вручную подвижную часть контактора до замыкания блок-контактов. При пробном включении контактора -вручную необходимо принять следующие меры безопасности: все контроллеры установить в нулевое положение; поворачивать подвижную часть контактора либо с помощью монтерского инструмента с изолированными ручками, либо в диэлектрических перчатках.

Если цепь оборвана на втором участке, линейный контактор включается при нажатии кнопки, но отпадает, когда кнопка возвращается в нормальное положение.

Когда цепь оборвана на третьем участке, линейный не включается ни от кнопки, ни при переводе его во включенное положение вручную.

Неисправности электродвигателей

Из разнообразных остановимся на наиболее распространенных.

Короткое замыкание в обмотке ротора. Признак неисправности: включение происходит рывком, обороты двигателя не зависят от позиции контроллера. Для проверки отсоединяют ротор двигателя от пускорегулирующего сопротивления. Если при включении статора двигатель будет работать, обмотка ротора закорочена.

Короткое замыкание в обмотке статора. Признак неисправности: двигатель при включении не вращается, срабатывает максимальная защита.

Обрыв одной из фаз статора при соединении двигателя звездой. Признаки неисправности: двигатель не создает вращающего момента и, следовательно, механизм не проворачивается. Чтобы обнаружить неисправность, двигатель отсоединяют от сети и каждую фазу в отдельности проверяют контрольной лампой. Для проверки используют низкое напряжение (12 В). Если обрыва нет, лампа будет гореть полным накалом, а при проверке фазы, имеющей обрыв, лампа гореть не будет.

Обрыв в цепи одной фазы ротора. Признак неисправности: двигатель вращается с половинной скоростью и сильно гудит. При обрыве фазы статора или ротора у грузовой и стреловой лебедок возможно падение груза (стрелы) независимо от направления включения контроллера.

Вот ты на радостях идешь к чайнику с мыслью хлопнуть кружку чая с баранкой в честь только что собранного устройства, но оно вдруг перестало работать. При этом видимых причин нет: конденсаторы целы, транзисторы вроде бы не дымятся, диоды тоже. Но при этом устройство не работает. Как быть? Можно воспользоваться вот таким простым алгоритмом поиска неисправности:

Монтажные "сопли"

"Сопли" -- это небольшие капли припоя, которые создают короткое замыкание между двумя разными дорожками на печатной плате. Во время домашней сборки такие неприятные капли припоя приводят к тому, что устройство либо просто не запускается, либо работает неправильно, либо, что хуже всего, после включения тут же сгорают дорогие детали.

Чтобы не допускать таких неприятных последствий перед включением собранного прибора следует внимательно проверить печатную плату на наличие замыканий между дорожками.

Приборы для диагностики устройств

Минимальный набор приборов для наладки и ремонта радиолюбительских конструкций состоит из , мультиметра и . В некоторых случаях можно обойтись только мультиметром. Но для более удобной отладки устройств желательно все же иметь осциллограф .

Для простых устройств такого набора хватает за глаза. Что касается, к примеру, отладки различных усилителей, то для их правильной настройки желательно иметь ещё и генератор сигналов .

Правильное питание -- залог успеха

Прежде, чем делать какие-либо выводы и работоспособности деталей, входящих в твою радиолюбительскую конструкцию, следует проверить правильное ли питание подаётся. Иной раз окажется, что проблема была в неверном питании. Если начинать проверку устройства с его питания, то можно сэкономить много времени на отладке, если причина была в нём.

Проверка диодов

Если в схеме есть диоды, то их следует один за одним внимательно проверить. Если они внешне целые, то следует выпаять один вывод диода и проверить его с помощью мультиметра, включенного в режим измерения сопротивления. При этом если полярность клем мультиметра совпадает с полярностью выводов диода (+ клемма к аноду, а - клемма к катоду), то мультиметр покажет приблизительно 500-600 Ом, а в обратном включении (- клемма к аноду, а + клемма к катоду) не покажет вообще ничего, будто там обрыв. Если же мультиметр показывает что-либо другое, то скорее всего диод вышел из строя и негоден.

Проверка конденсаторов и резисторов

Сгоревшие резисторы видно сразу -- они чернеют. Поэтому найти сгоревший резистор достаточно легко. Что касается кондесаторов, то их проверка сложней. Во-первых, как и в случае с резисторами, надо првоести их осмотр. Если они внешне не вызывают подозрений, тогда ихследует выпаять и проверить с помощью LRC-метра. Обычно выходят из строя электролитические конденсаторы. При этом они раздуваются, когда сгорают. Другая причина их выхода из строя -- время. Поэтому в старых приборах часто заменяют все электролитические конденсаторы.

Проверка транзисторов

Транзисторы проверяются аналогично диодам. Сначала проводится внешний осмотр и если он не вызывает подозрений, то транзистор проверяется с помощью мультиметра. Только клемы мультиметра включаются поочерёдно между базой-коллектором, базой-эммитером и коллектором-эммитером. Кстати, у транзисторов бывает интересная неисправность. При проверке транзистор в норме, но когда включается в схему и на неё подается питание, то через некоторое время схема перестает работать. Оказывается, что транзистор нагрелся и в нагретом состоянии ведёт себя как поломанный. Такой транзистор следует заменить.