Делаем ламповый усилитель для гитары. Ламповый гитарный усилитель. Легендарные ламповые усилители для электрогитары

November 17th, 2010

И так. Как я уже писал я уже около 3х месяцев бьюсь над поиском наилучшей схемы и наиболее интересного по звуку лампового усилителя. Цель сделать с наименьшими потерями как финансовыми так и в качестве звука сделать ламповый усилитель своими руками. Я попробовал несколько ламп разного типа и производителей первый мой усилитель по делу собранный своими руками это был 2х ламповый на 6п6с и 6н9с. Лампа 6п6с (но правельней все же собирать маршал 18 ватт на лампах типа 6п14п,6п14п-ев,6п43п ну и коне что же на оригинале EL84) мне очень понравилась по звуку самый оптимальный вариант для гитары. 6н9с это двойной триод так что в целях экономия места мы его заменяем на 6н2п более современного собрата. Поиграв месяц на однотактном усилителе я все таки понял что нет. МАЛОВАТО! надо что то больше и по громче мутить. Прочитал несколько десятков статей из форумов, понял по какому принципу они работают я сначала попробовал схему на 3х лампах а потом все таки вернулся на 4х ламповую схему Marshall 18 Watt.

Схема Marshall 18 Watt


на Яндекс.Фотках

Схемы различаются только темброблоками, я лично делал как на нижней, но выбор оставляю за вами.

(для просмотра в большом размере перейдите по линку на фотографию и выберете "в другом размере > оригинал")



Представленные схемы являются Lite версиями

В общем схема стара как мир, скажем так классика музыкального звука. Одна из самых распространенных схем знаменитой компании. У этого усилителя есть даже собственный сайт где сотни вариантов реплик. И так, начался процесс покупки и подбора деталей. На тот момент у меня был пару ламп 6п6с и пару ламп 6н2п до купились площадки. Дальше я начал искать трансформаторы. Выходной трансформатор можна заказать в интернет магазине у Ерасова, или попытаться найти что то подобное на развалах. Я нашел трансформатор на радио рынке в Царицино.Использовал ТПП 245-127/220-50, первичные обмотки как раз в тему для разбитие на
полупериоды от ламп, а вторичные 15-16 и 17-18 то есть 10+10 вольтовые
обмотки.


Для снижения шума сразу после диодного моста рекомендуется установить небольшой дроссель. Я использовал Д22 хоть он и маленький по току но нечего смертельного с ним не произошло. Лампы можно заказать либо в том же Ерасове либо в интернет магазине http://www.istok2.com/ . Все сопутствующие детали либо покупаем где можем купить, либо набираем сами.

Далее делаем шасси. Шасси это основа на которой делается весь монтаж. Можно купить, что собственно около 100 $ но можно сделать из старого компьютерного корпуса. Как собственно я и поступил. Старый АТ корпус у него верхняя крышка и обе стенки это единый согнутый лист. Отмеряем сколько нам надо и отпиливаем.


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


Плату питания я выполнял на текстолите.


Не забываем о токах! Так что бы накала 6,3 вольта хватало на все лампы. Мне пришлось докупать отдельно трансформатор 4*6,3 для того чтобы запитать все 4 лампы. Также незабываем шунтировать 6,3 вольта на общий "-". Еще из рекомендаций по питанию могу сказать лишь что при возможности попытайтесь разбить накал и 300в на разные тумблеры. Так как напругу лучше подавать на теплую лампу.



на Яндекс.Фотках

Сначала я поленился и спаял фактически как попало. Все совсем страшно, фонит гудит короче хаос. Так что лучше сразу и на совесть. Но на этой стадии рекомендуется определиться где у вас что будет находиться. И чисто практических рекомендаций могу посоветовать расположить лампы на противоположной стороне от передней панели. И НЕ ВКОЕМ!!! случае не красить если вы не уверены. придется все разбирать и перекрашивать шасси!


Плату можно выполнить из чего угодно, главное чтобы все было чисто и аккуратно. и с наименьшим расстоянием проводов по которым течет сигнал. А питание просто постарайтесь сосредоточить в одном месте и пустить все провода по одному жгуту.

Если мы все собрали и у нас все работает то должно получиться примерно вот такое.

(статья не закончена и будет дописывать, впереди покраска,сборка корпуса головы и кабинета мелкая настройка и семплы!)


Опять же рекомендация, перед тем как сверлить дырки внимательно подумайте или на коленке попробуйте какая конфигурация будет у вас в итоге. Для крепления шасси к корпусу к боковым стенкам были прикручены 2 доски. Усилитель своими руками он собственно предполагает что вы все будете делать и переделывать по 150 раз если все изначально не продумаете.

Теперь немного про прокладку проводов. Из моих рекомендаций... сразу после гнезд ставиться резистор на общий (-) 1Мом, смонтируйте его на прямо на ножках лампы, провод от гнезд строго экранированный.

Провода накала 6,3 вольта должны быть сплетены в тугую косичку (витая пара).

Все общие провода (землю) сводим в одну точку, такой монтаж называется звезда. Провод берем из любого старого дросселя сечением 0,75 если найдете то изаляционную надо делать из лако-ткини но в принцепе можно безпроблем использовать любой кембрик.


Ну и как я и говорил что придется перекрашивать шасси.

В итоге я оставил только мастер громкость, всю остальную мишуру просто выбросил.


Во избежания попадания тока в шаловливые ручки я поставил сетку. Сетка обычная, садовая, покупается на любом строительном рынке. Для эстетики покрашена в черный цвет.



К стенкам прикручиваются боковые поперечины и на них крепиться сетка.

Напоминаю для тех кто уже потерял мысль, мы уже несколько месяцев делаем Ламповый усилитель для гитары своими руками .



Всем друзьям спасибо за помошь, за информацию. Даю еще несколько ссылок на статьи с . У http://rumapucm.ya.ru схема была полностью мною переработана и из итак Лайт была сделана еще лайтовей.

На самом деле оболденный усилитель Маршал 18 ватт я к сожелению собирал не оригинальную схему а земенял выходные лампы на актальные. Конечто это координально меняет звук все таки настоящим Маршал 18 считается усилитель на 6п14п (EL84)

Поскольку каждый из описываемых здесь усилителей является если не легендой, то частью её, а многие достойные герои остались за кадром, то топ с полным правом можно считать условным.

Давно забытое, но актуальное как никогда:

1485-й начал выпускаться компанией Danelectro в начале 60-х. На тот момент он был одним из самых доступных и, в тоже время, громких ламповых усилителей. Несмотря на простоту дизайна, этот 50-ти ваттный американец имел свое визуальное очарование и очень многое мог в техническом плане, так он имел: встроенный пружинный ревербератор, полностью ламповое тремоло, двух кнопочный футсвитч и режим ожидания «standby».

Закрытый кабинет был изготовлен из ДСП, комплектовался двумя 8-ми омными, 12-ти дюймовыми динамиками Jensen, в нижней части имел пространство, для хранения усилителя при транспортировке. К сожалению, после 60-х, популярность 1485-ого, пошла на убыль, пока в двухтысячных его снова не популяризировал Jack White бессменный лидер The White Stripes.

Преимущества Silvertone Model 1485:

  • Жирный брейк ап с естественной компрессией, отлично подойдет для indie музыки
  • Винтажный внешний вид
  • Ламповое тремоло и ревербератор
  • Возможность убрать голову в кабинет при транспортировке

Звук британского вторжения:

В январе 1958 года JMI выпустила 15-ваттный гитарный усилитель AC1/15 под брендом VOX.В усилителе использовался один 12-ти дюймовый динамик Goodmans Audiom, установленный в корпус напоминавший телевизор. VOX AC15 пришелся по душе многим музыкантам.

В 1960 году появилась первая версия VOX AC30, оборудованная двумя 12-ти дюймовыми динамиками Celestion и входами лицевой панели, имел два канала — один Normal, с кристально чистым звуком, и один Vib/Trem с эффектами вибрато и тремоло. В 1960 году, дабы удовлетворить потребности масс в современном звуке, было принято решение о модернизации AC30.

Для возможности управления тембром в широких пределах был смонтирован блок «Top Boost». С 1963 года данный блок стал входить в состав схем усилителей. Именно в этот год рождалась легенда, но в полную силу всю её мощь почувствовали после того как The Beatles приобрели свои первые усилители VOX в рассрочку. John взял себе AC15, а George — AC30 сделав их несомненным хитом номер один в Британии.

С тех пор эти комбо «прошли через руки» бессчетного числа гитаристов со всех концов земного шара, среди которых Ritchie Blackmore, Brian May, Rory Gallagher, Peter Green, The Edge

Преимущества Vox AC15/AC30:

  • Четкий, но прозрачный звук, с невероятно упругой атакой, тот самый звук «британского вторжения»
  • Стильный ретро дизайн
  • Великолепные ревер и тремоло

Лучший чистый:

Twin Reverb был представлен компанией Fender в 1952 году, с того момента он подвергся ряду изменений как внешних, так и внутренних. В связи с этим усилители разных лет весьма сильно отличаются. Однако их и кое-что объединяет – свой изумительный характерный только им чистый звук.

На данный момент комбоусилитель имеет мощность 85 ватт, два 12-ти дюймовых динамика в кабинете открытого типа, два канала, пружинный ревербератор и ламповый эффект вибрато. Многие известные музыканты использовали усилители Twin Reverb среди них Jimi Hendrix, Eric Clapton и Keith Richards. Многие преподаватели гитары (в том числе и преподаватели автора статьи, коих было несколько) рекомендуют данный прибор. Автор, уже кое-что понимая в звуке (спасибо курсу Михаила Русакова), получал истинное удовольствие от звучания.

Преимущества Fender Twin Reverb:

  • Эталонный чистый звук, мягкий и теплый
  • Великолепный винтажный дизайн
  • Изумительные эффекты тремоло и вибрато
  • Универсальность, подойдет практически для любого стиля где нужен чистый звук

Плекси Хендрикса:

В 1966 году компания Marshall выпустила свой первый 100 ваттный усилитель, тогда еще под названием «Super 100», он был необычайно громким и давал повышенную нагрузку на динамики. Панели управления усилителя была изготовлены из прозрачного плексигласа, текст названия был набран черными буквами на золотом фоне.

В связи с этим, такие 100 ваттные головы, в среде музыкантов получили название «Плекси» и очень высоко котировались за их мягкий и в тоже время мощный звук.Кабинет был изготовлен из фанеры и имел четыре 12-ти дюймовых динамика Celestion 15 ватт, в период 1969 – 1976 компания совершила постепенный переход от динамиков этих динамиков к ставшей живой классикой модели Celestion G12H-30 30 ватт.

Deep Purple и Guess Who, а также многие другие великие группы 1970х гастролировали с такими усилителями, породив тем самым некий культ «Плекси», однако самая стойкая ассоциация с Super Lead — это Jimi Hendrix, который на концертах и в студии использовал «плекси» с басовыми кабинетами.

Преимущества Marshall Super Lead 100:

  • Классический hard rock звук, выделенная середина и естественная ламповая компрессия
  • Стильный классический «маршаловский» дизайн
  • Высокая мощность и громкость

Ходячий концерт:

Pignose сейчас известный как Legendary 7-100. Действительно легендарный усилитель был создан в 1969 году Ричардом Эдландом и Уэйном. Кимпбеллом и являлся первым в мире портативным гитарным комбо. Несмотря на свой компактный размер, Pignose весит около 3-х килограммов. Может питаться как от батареек, так и от адаптера.

Для переноски на корпусе имеется специальная ручка, а также крепления для ремня. Из органов управления у усилителя только ручка громкости, которая, по совместительству, отвечает за включение-выключение и гейн. Несмотря на мощность всего в 5 ватт, транзисторную схему и 5-ти дюймовый динамик комбо имеет взрослый, серьезный звук, благодаря которому многие именитые музыканты (включая Eric Clapton и Frank Zappa) использовали его в студийной работе.

Не стоит так же забывать о великолепном фильме «Перекресток» (CrossRoads) звездой которого стал этот малыш.

Преимущества Pignose:

  • Серьезный звук, не смотря на размеры
  • Работа от батареек и полная мобильность использования
  • Простота использования
  • Стильный дизайн

Люди слышат глазами:

Orange Rockerverb 50 MKII

Фирмы Orange образовалась второго сентября 1968 года, после того как Клифорд Купер занял у своего отца 300 фунтов и организовал в подвальном помещении дома на лондонской улице магазин по продаже музыкальных инструментов. Но магазин не приносил прибыли и Клифорд решил самостоятельно начать производство гитарных усилителей.

Однажды к нему в руки попал запас ярко оранжевого винила, который он использовал для отделки своей продукции. Таким образом, его усилители приобрели название и уникальную внешность. Однако с Orange привлекали внимание не только яркой внешностью, но и великолепным звуком, в связи с чем они быстро обрели популярность. Вскоре на Orange обратили внимание и ведущие исполнители, такие как Stevie Wonder и Jimmy Page, так же продукцию Orange использовали ZZ Top и Tony Iommi из Black Sabbath.

На данный момент одним из наиболее отличительным в линейке усилителей Orange является Rockerverb 50 MKII, и внешне, и по звучанию он просто великолепен. Богатый чистый тон на этой модели звучит очень густо и насыщенно. А гибкие настройки драйва обеспечивают очень широкие возможности применения.

Преимущества Orange Rockerverb 50 MKII:

  • Классический British Sound с открытым верхом
  • Необычный и яркий дизайн
  • Универсальность
  • Надежность и простота использования

Кто сказал, что хороший high gain можно получить только из лампового усилителя?

Без преувеличения, всем любителям рок музыки знакома группа Pantera и её гениальный, безвременно ушедший гитарист Dimebag Darrell, обладавший оригинальным и узнаваемым, что редкость для тяжелой музыки, метал саундом. Основой которого служил трехсот ваттный транзисторный усилитель Randall Warhead.

Именно на нем, а не на Krank Даймбег впервые нашел свой звук, главным секретом которого, возможно был встроенный 9-ти полосный графический эквалайзер. Так же усилитель имел на борту два канала, чистый и овердрайв (на деле зубодробительный хай-гейн), петлю эффектов на задней панели. Кабинет с 4-мя динамика Celestion комплектовался удобными ножками колесиками, что очень актуально, в изнурительных концертных турах.

Преимущества Randall Warhead:

  • Мощный сухой перегруз, с подчеркнутым верхом, идеален для thrash metal
  • Агрессивный дизайн
  • 9-ти полосный параметрический эквалайзер
  • Отсутствие необходимости, замены дорогостоящих ламп, как следствие транзисторной схемы

Гром тяжелых орудий:

В марте 1981 года компания Marshall представила новый усилитель JCM 800, названный так по номерному знаку машины основателя компании, буквы же в свою очередь, означали его инициалы, Джеймс Чарльз Маршалл. Изначально, усилитель представлял собой логическое продолжение проверенного временем «Super Lead» со слегка измененным дизайном.

Панель управления стала полноразмерной, имела подпись Джима и надпись «JCM 800», передняя сторона была обтянута тканью с белой окантовкой. JCM800 считался «самым горячим усилителем, поскольку в то время, он имел значительно больше гейна, чем другие серийные усилители и в Lead режиме, триод обеспечивал дополнительное усиление для предварительного усилителя, в связи с чем это был лучший усилитель для Heavy metal на тот момент.

Поэтому нет ничего удивительного, что JCM 800 стал любимцем у Slayer, Anthrax, Judas Priest, Iron Maiden и ещё огромного числа метал команд восьмидесятых.

Преимущества Marshall JCM 800:

  • Мощный перегруз с эталонной серединой, классический heavy metal sound
  • Надежность и простота использования
  • Стильный «маршаловский» дизайн
  • Высокая мощность и громкость

Трехмерный звук

Matamp была основана в начале 60-х в Англии. Её основатели Мет Метиас и Тонни Эмерсон черпали вдохновение для своих усилителей не из схем Fender, как большинство в то время, а из Hi-Fi оборудования. Первым успехом для них было сотрудничество Fleetwood Mac, тогда еще под брендом Orange.

Однако, настоящим культом они стали гораздо позже у бесчисленного количества sludge и post-metal команд, которым пришлось по вкусу «трехмерное звучание», которое проникает во все уголки комнаты, занимая собой все пространство, никому, ни до, ни после не удавалось повторить ту монументальную стену звука, что давали усилители Matamp.

На данный момент самым интересным усилителем у компании является 1224 mkII. Это одноканальный усилитель, собранный, как и все Matamp навесным монтажом. Созданный для тех, кто реально хочет заморачиваться со всеми нюансами своего звука.

Преимущества Matamp 1224 mkII:

  • Уникальный характер перегруза, свойственный только Matamp идеальный для sludge metal и post metal
  • Высочайшее качество изготовления
  • Широкие возможности настройки
  • Строгий, но стильный дизайн

Великолепный транзистор:

1975 году компания Roland выпускает один из первых полупроводниковых комбо — JC-120. Он становится своеобразной революцией в сфере гитарного усиления, поскольку выглядел и звучал совершенно иначе, по сравнению с тем что было на рынке в то время. Jazz Chorus представлял из себя 60-ти ваттный комбо усилитель с двумя двенадцати дюймовыми динамиками, узнаваемым звуком хоруса, свойственный именно этому усилителю, эффект вибрато с регулируемой глубиной и частотой, пружинным ревербератором, двумя независимыми каналами (чистым и с эффектом) с независимой трехполосной эквализацией, а также стеро разрывом.

В связи с тем, что он имел великолепный чистый и мощный звук, колоссальную прочность и относительно низкую стоимость, по сравнению с наиболее часто используемыми усилителями тех времен нет ничего удивительного, что к началу 80-х годов, он стал очень популярен, особенно среди групп новой волны (Andy Summers (The Police) и пост панк сцены (Robert Smith (The Cure.Siouxsie and the Banshees).

Он так же нашел широкое применение, у игроков фанка и даже суровых металистов, использовавших его для кристально чистого звука, самыми известными из которых являются James Hetfield и Kirk Hammett из Metallica.

Преимущества Roland JC-120 Jazz Chorus:

  • Мощный, но кристально чистый клин, без каких либо искажений, хороший выбор для post-punk
  • Уникальный звук хоруса, свойственный только этому комбо
  • Высокая прочность и надежность

Сделано в России:

Да, в России тоже делали отличные усилители, Mig-60 является изрядно переработанным Marshall JCM800, но, по мнению некоторых авторитетных музыкантов, во многом даже лучше прародителя. К примеру, Dean DeLeo из Stone Temple Pilots регулярно использует его в студии. Быть может на такое решение повлияли уникальные схематические разработки или детали советской оборонки или частичная ручная сборка (handwired), но на данный момент Sovtek Mig-60 приобрел культовый статус, особенно он в цене у американских stoner`шиков.

Преимущества Sovtek Mig-60:

  • Жирный перегруз с ярко выраженной серединой, отлично подходит для stoner rock
  • Частичный ручной монтаж
  • Низкая стоимость на вторичном рынке

Папа high gain`а

Майкл Солдано занимался мелкосерийным производством и модингом гитарных усилителей в Лос-Анджелесе, параллельно развивая свои разработки, одной из которых стал Soldano SLO-100, являвший собой изрядно переработанный японский усилитель Yamaha T-100. Выпущенный в 1987 году, SLO-100 стал мгновенным хитом в среде профессиональных музыкантов.

Существует легенда, что Майкл Солдано ввел термин «high gain» только, для того чтобы предоставить хорошее описание его нового усилителя и это как нельзя лучше его характеризует. Канал перегруза — жемчужина этого усилителя, великолепный сверхчитаемый хай гейн, один раз услышав который вы никогда уже не забудете, однако он обладает так же и великолепным чистым каналом.

Также SLO-100- это великолепные компоненты и никаких компромиссов в качестве конечного продукта. В связи с чем огромное число музыкантов, в число которых входят Lou Reed, Michael Landau, John Fogerty и конечно же Mark Knopfler, отдали свое сердце этому усилителю.

Преимущества SLO-100:

  • Эталонный звук современного high gain`а
  • Высококачественные комплектующие
  • Ручной монтаж
  • Бескомпромиссное качество изготовления

Всем привет! Поскольку я музыкант, то и вопрос аудиоаппаратуры меня касается очень и очень! Ну, а как известно, одно из важнейших звеньев звукового тракта электрогитары - усилитель. Либо голова с кабинетом, либо комбик.

Поскольку транзисторный комбик с гитарным динамиком в наличии у меня был, то было принято решение его не трогать, а собрать отдельный двухтактный ламповый усилитель, т. е. голову. Начинка в комбике была микросхемная (в общем-то неплохая для чистого звука и лёгкого кранча), но хотелось попробовать «живой» ламповый звук. Вот и пришло дело к Marshall 18 Watt. Вот исходная схема с моими поправками:


Вместе с коллегами, музыкантами-паяльщиками, были проведены консультации по конструкции, и процесс пошёл:) Поскольку усилитель мне был нужен для домашней записи, то вся мощь его не требовалась. Решено - схему облегчаем! Номиналы проходных конденсаторов я уменьшил, например, с 47 нФ до 1 нФ - это позволило существенно понизить НЧ в спектре сигнала и, тем самым, общий выходной уровень усилителя. Вы можете оставить оригинальную ёмкость 47 нФ, если уровня хочется побольше. В результате упрощений получилась вот такая схема:


Внимание! Эта сборка любительская! Претензии по грамотности в электронной теории и практике конечно будут иметь основание и примутся - это поможет другим избежать ошибок в конструировании. Не судите строго, если что!

Вы должны понимать, что любительские сборки вы используете на свой страх и риск. Нет гарантии, что не будет ошибок! Хотите гарантированного звука, старайтесь придерживаться оригинальной схемы и покупайте качественные комплектующие!

Для шасси было решено использовать старый компьютерный П-образный корпус, что очень удобно. Итак, вооружаемся техникой безопасности и болгаркой:

Габариты заготовки под шасси: ширина — 18 см, длина — 45 см, высота — 6 см. Поскольку трансформаторы немалые - принято решение «утопить» их в шасси:


Моделируем расположение комплектующих на шасси и делаем болгаркой направляющие пропилы:


Далее делаем отверстия для панелек ламп. Я, конечно, сделал это коряво:) По окружности насверлил мелких отверстий, потом выкусывал их кусачками и напильником обтачивал… Если у вас есть возможность, то просверлите отверстия сверлом-коронкой по металлу диаметром 22 мм. Будет быстро и красиво! Примеряем:


Расстановка ламп получается такой:


Позагибаем железо:) Кстати, ещё рядом с включателем сети будет индикатор - обыкновенная лампочка от фонарика 6,3 В х 0,3 А. Вот и пригодится вторая слабая накальная обмотка силового трансформатора. С торца делаю вставку из ДСП. Потом ещё добавлю металлический уголок до неё и скреплю их снизу фанеркой:


Попутно делаю монтажную плату (20х4 см). На рисунке видно две перечёркнутые детали - не пугайтесь, это я отключил регулятор Tone, а эти детали соединялись с потенциометром. Если тон вам нужен, то не обращайте на это внимание. Потом будет рисунок с разводкой проводов.


Наступило время монтажа. Давайте рассмотрим схему сборки:


Конденсаторы в цепях питания и в сигнальных цепях должны быть рассчитаны на рабочее напряжение не менее 400 В! В катодных цепях можно на 50 В. Проходные конденсаторы я поставил на 1 нФ для уменьшения низких частот и, тем самым, уменьшения уровня усилителя. Тон после испытаний вообще убрал - не нужен оказался, он есть и на гитаре, и на примочках. Резисторы я ставил те, что попались под руку - мощностью 0,125 и 0,25 Вт. Ну а мощные (в цепях питания) подбирал в обязательном порядке, а то слабые пшикнут на раз! Умудрился я диоды все перепутать полярностью - фильтрующий электролитический конденсатор «хрустнул» и погиб! Делайте как на схеме - полоски там где полоски!

Ну и конечно же фотографии самого монтажа:


Для обеспечения безопасности и более-менее эстетического вида я решил сделать защитные кожухи для трансформаторов и дросселя:


Выходной трансформатор ТС-250-2М взят от старого советского телевизора. Вариант подключения обмоток на изображении. Входная обмотка с отводом от середины на 190 В. Выходная (на динамик) 6,4 В 0,9 А (по сути накальная).

Расположение выводов трансформатора ТС-250-2М указано с обратной его стороны:

Силовой трансформатор тоже был взят от старого ТВ — это ТСШ-170-3 (схема прилагается). Две вторичные обмотки в сумме около 200 В - после выпрямления - 250 В. Накальная - 6,3 В х 3 А - хватает на все лампы, и ещё одна накальная менее 1 Ампера - сгодилась для лампочки индикации сети.


ВАЖНО!!! Полезные замечания! Примите во внимание!

1. Коллега посоветовал использовать 6Н23П вместо 6Н2П. За что ему большой респект! Я это дело дело проверил - и точно! Звук заметно стал насыщенней вехними частотами и ушли потрескивающие искажения (а то уже микрофон приходилось отодвигать чуть-ли не на пол-метра от комбика). РЕЗЮМЕ: 6Н2П однозначно на пенсию, а 6Н23П на Marshall 18 Watt и на Fender Tweed Deluxe 53D. Вот и сэмпл как доказательство:

2. В моей версии усилителя оба входа входной лампы запараллелены, что обычно не делается! Это перегружает выходной каскад. Хотите - попробуйте так. А по сути лучше использовать одну половинку входной лампы, как и должно быть.

3. Для надёжности в подавлении фона добавьте фильтрующие электролитические конденсаторы в анодных цепях первой и второй ламп. Их номиналы 16-32 мкФ / 450 В. В оригинале они есть, я попробовал без них - фона не было, поэтому убрал для упрощения схемы.

Полевые испытания.

Уменьшенной громкости (в результате облегчения схемы) за глаза хватает для домашней записи! Двухтактный усилитель звучит поярче (позвонче и т.п.) чем однотактник. Естественно, это в случае с гитарой, аудиофильские нюансы мы не разбираем! С педалью BOSS Metal Zone MT-2 усилитель дружит:) Фон побеждён, проблем нет. Лёгкое шипение белого шума, но по сравнению с уровнем сигнала гитары - пыль! Ради интереса отключил дроссель - фиг там, фон появился! Гитара малобюджетная Cruzer by Crafter ST-200\BK.

Вот несколько простых игровых сэмплов, обработки эффектами никакой не производилось. Педаль BOSS MetalZone MT-2. На дисторшн-соло добавил ВЧ и СЧ.


Чистый звук. Арпеджио:

Чистый звук. Ритм:

Дисторшн. Ритм:

Дисторшн. Соло:

Делаем выводы из моего эксперимента:

1. Сделать ламповый усилитель для гитары в домашних условиях вполне возможно! Мой опыт это доказывает!

2. Если ваш бюджет ограничен, то можно подобрать детали буквально из пережитков советского прошлого:)

3. Если у вас найдётся некоторая сумма денег, то вы можете купить качественные трансформаторы и лампы. Звук получится отменный! И себестоимость будет в разы дешевле оригинального усилителя!

P. S. Извините, повторюсь! Рассматривайте, пожалуйста, этот проект, как домашний любительский эксперимент. Возможны ошибки, косяки, терминологические неточности и т.п. Рассмотрите повнимательнее оригинальную схему, разберитесь что к чему. Советуйтесь со спецами. Не спешите в принятии решения, главное, чтобы оно было правильным для вас! И тогда всё у вас получится! До встречи!

Настоящий ламповый звук

Привет! Сегодня мы поговорим о важнейшей часть гитарного звука - о лампах в оконечном усилителе! Они очень сильно влияют на то, как звучит усилитель, а конкретно на такие параметры звучания, как тон, объёмность, мощность, качество перегруза. При выборе усилителя важно понимать чем отличаются те или иные лампы между собой им я надеюсь, что эта статья вам поможет лучше разобраться в этом вопросе. 4 основных типа ламп, которые используются в оконечнике гитарного усилителя, это 6L6, EL34 , 6V6, и EL84 . Есть также другие, например, KT66 или KT88, но если вы разберетесь в отличиях 4 основных типов, вам станет понятнее, чем отличаются другие лампы, не такие распространённые.

Секция оконечника

Итак, начнём с базовых понятий. Гитарный усилитель состоит из 3 основных частей: преамп (секция предусилителя), усилитель мощности (он же оконечник) и секция питания (трансформатор и всё, что после оконечника). Лампа-rectifier (выпрямитель) в секции питания довольно сильно влияет на звук. Также очень важно какая лампа стоит первой в предусилителе (на месте v1). Но мы сегодня говорим не о них, а о лампах, отвечающих за мощность и за громкость - о лампах в оконечнике. Они не только усиливают сигнал, приходящий к ним из предусилителя, но также добавляют в звучание свой характерный перегруз и частотный окрас. На мой взгляд, лампы оконечника играют наиболее важную роль в том, как в итоге звучит усилитель. Именно из-за различия ламп оконечника появились такие характерные термины как американское и британское звучание, а также разные другие подвиды и разновидности.

Представьте себе следующее: большинство hi-gain усилителей имеют ручку gain, которая управляет перегрузом на канале. Далее идёт ручка мастер громкости, чтобы мы могли настроить удобный для нас уровень. Таким образом получается, что мы можем играть с перегрузом и на небольшой громкости. Тот перегрух, что вы слышите в таком случае - это перегруз ламп предусилителя. Как правило сам по себе он довольно фузовый, кучерявый (зависит от усилителя) или зернистый, отдача от этого звука очень небольшая, он не динамичен. Вы также заметите, что если поднимать ручку громкости, усилитель как будто начинает оживать, а звук - насыщаться, наполняясь частотами, становясь более динамичным и интересным. Это работают лампы оконечника.

Возьмем, к примеру, Deluxe Reverb, 22 Вт - классический американский чистый звук. Но подняв громкость до 5-6 усилитель начнёт перегружаться и этот звук будет совсем не похож на то как звучит ваша педаль перегруза. Вы заметите, что в нём больше обертонов, звучание более полное, насыщенное, динамичное. Усилитель более отзывчив к вашей игре и ручке громкости на гитаре. Это и есть основные характеристики перегруза ламп оконечника. Когда лампа в усилителе начинает перегружаться (происходит т.н. брейк ап), кажется что в звук добавляется немного компрессии вместе с перегрузом. Важно, однако, не забывать, что в нашем примере частично за перегруз также отвечают лампы в предусилителе. Именно сочетание перегруза ламп преампа и оконечника даёт тот самый вкусны и волшебный результат!

Лампа мощности - это одно из последних звеньев в цепи построения гитарного звука. Она стоит усилителе прямо перед выходным трансформатором. Различные типы ламп в мощнике определяют характер звучания вашего усилителя. Знайте, что общее звучание состоит из частей. И каждая из этих частей очень важна. Преамп, эквалайзер, оконечник, трансформатор, динамики - все эти вещи в конечном итоге и дают тот звук, за который мы готовы платить такие бешеные деньги. Одни только лампы мощности ничего не решают. Но сегодня речь пойдёт именно о них.

очень широко применяется в американских усилителях, именно она стала синонимом калифорнийского звучания. Эти лампы использует Fender, Mesa Boogie и многие другие. Из всех четырёх видов ламп, о которых идёт речь в этой статье, у 6L6 наиболее объёмное звучание, её труднее раскачать, нужно делать усилитель погромче. Мощность одной лампы 6L6 - до 30 Вт в зависимости от схемы усилителя. Мне попадались маленькие 15 Вт усилители на 6L6, а также 60 Вт ребята типа Hot Rod DeVille, так что выбирать есть из чего.

На мой взгляд у лампы 6L6 очень мощный, артикулированный бас - и это прекрасно. Когда мы включаем такой усилитель погромче, лампы начинают перегружатья и компрессировать звук, низ уплотняется (зависит от схемы конкретного усилителя). Верха лучше всего описываются словом "искристые”. 6L6 в целом довольно яркая лампа, которую иногда стоит сделать немного потемнее. Яркие верха и выразительный низ создают впечатление, что середина провалена. Яркие представители этого звука - усилители Fender Twin Reverb, Vibrolux и Blues Deluxe. Это классический стеклянный звук Fender. Несмотря на большой запас прочности, 6L6 очень круто звучит, когда ее перегружаешь. Сочная компрессия и винтажный характер. Средние и низы отлично сочетаются вместе, а задранная верхушка добавляет звуку остроты и яркости.

Радиолампа 6V6

Лампы 6V6 начали выпускать вскоре после первого выпуска 6L6 в конце 30х годов. Этот младший брат менее мощный, чем 6L6 и ему не требуется мощный и дорогой трансформатор для того, чтобы нормально работать. Выходная мощность лампы 7-12 Вт. Это отличный выбор для домашних усилителей, таких как Fender Champ.

Несмотря на меньшую мощность чем у 6L6, 6V6 на неё очень похожа. Низ большой и объёмный, верха искристые, но низы конкретно у этой лампы более упругие и легче управляемые, а верха более мягкие, в них нет той резкости и остроты, что у 6L6. Я также слышу более четкие средние частоты. В целом, 6V6 очень сбалансированная лампа. Верх яркий, а средние частоты не так задавлены. Атака более мягкая, хороший баланс верха, середины и низа, более спокойный тон. Несмотря на различия с 6L6, 6V6 также считается эпитетом американского звучания.

Радиолампа EL34

Радиолампу впервые выпустила компания Mullard в 1953 году. Она обладает примерно одинаковой мощностью с 6L6 (11-30 Вт). В популярных моделях усилителей обычно используется пара или квартет (4) ламп EL34, что даёт на выходе 50 или 100 Вт соответственно. Радиолампа EL34 - отвечает за тот самый британский звук. В основном из-за того, что её особо часто использовала в своих усилителях компания Marshall .

EL34 Mullard совсем не похожа на 6L6 или 6V6 по звучанию. Низ более мягкий, с хорошим презенсом. Звук в целом не такой округлый и объёмный, но в целом с хорошим презенсом. Верха мягкие, прозрачные, не слишком искристые. Середина - вот за что все любят эти лампы. Середина звучит насыщенно и полно, но не через чур. Этот звук идеально сочетается с гитарными частотами. Звук очень богатый и при этом нет ощущения, что просто задрана середина. Всё очень сбалансировано и отлично сидит в пачке. Идеальная лампа для соло-гитаристов. Когда EL34 перегружается, звук компрессируется и начинает по-настоящему кричать. Обалденный сустейн - я думаю, это связано с тем, как лампа ведет себя на средних частотах - очень динамично. EL34 - отличная лампа, если вы любите играть громко и очень хорошо подходит для хай-гейн ситуаций.

Радиолампа EL84

очень популярная лампа, ее любят многие гитаристы и производители гитарных усилителей. Максимальное рабочее напряжение у лампы EL84 - 300 Вольт, а мощность 17 Вт, тем не менее, многие производители заставляют работать эту лампу под напряжением 400 В. В итоге, эти лампы весьма недолговечны. Зато в отличие от остальных участников обзора эти лампы самые дешевые:)

Электронная лампа EL84 - это основа звучания "Leeds”. За этот звук отвечает компания Vox. У лампы EL84 свой особенный тембр, упругие низы, яркий верх и очень интересная середина, которая начинает прорезать, когда мы перегружаем оконечник. Чистый звук яркий и пружинистый, а перегруз звучит как будто середина намеренно задрана, при этом остается плотный низ и искристые верха. Большинство усилителей на EL84 сделаны как будто бы специально для того, чтобы резать микс как ножом масло. А с тех пор, как пошла модная тенденция к маломощным усилителям, многие производители стали активно использовать EL84 в своих схемах

Заключение

Итак, мы охватили 4 самые популярные типы ламп . Есть и другие, а также разновидности уже названных выше. Но именно эти 4 лампы - это основа, на которой строится представление о звуке лампового гитарного усилителя. Не забывайте, что лампы в оконечнике - это еще не весь звук. Преамп, секция управления частотами, трансформатор, динамики и все остальные запчасти очень важны. Вы разве не знали, что красный кабинет звучит не так как чёрный? Ну теперь вы точно сможете разобраться в том, в каком направлении вы хотите двигаться, чтобы получить ВАШЕ фирменное звучание. Статья очень субьективная, как и любое описание звука словами. Разные люди слышат по-разному. Самый лучший способ - послушать своими ушами. Доверяйте только самим себе!

На рынке музыкального оборудования представлен большой выбор ламповых хай-гейновых усилителей класса hi-end, на которых играют многие известные исполнители. Мы собрали вместе лучшие мировые бренды и составили настоящий обзор для истинных ценителей правильного гитарного звука. Но прежде чем перейти к описанию тестируемых моделей, рассмотрим основные характеристики лампового звукового тракта.

Первым серьёзным моментом является качество усилителя , поскольку большинство серийных аппаратов собирается на дешёвых компонентах и нуждается в модифицировании, которое включает в себя замену силовых и выходных трансформаторов, ламп предусилителя и оконечника, конденсаторов и резисторов на печатной плате и др. После моддинга звучание головы меняется в лучшую сторону – перегруз становится чище, атака быстрее, читаемость выше, частоты сбалансированнее, обертона богаче. При этом традиционные лампы EL34 дают подчёркнутую верхнюю середину, KT77 – центральную, а 6L6 (аналоги 5881, 6550, KT66, KT88) – нижнюю. Характер ламп также немного отличается в зависимости от производителя Electro-Harmonix, Svetlana, JJ Electronic, Tung-Sol и др.

Существует несколько всемирно известных контор, занимающихся модифицированием ламповой техники – Voodoo, Fortin, Friedman, FJA, а также российский Fortress . В настоящем обзоре принял участие один серьёзно доработанный усилитель, а именно Marshall JVM410H TubeTone Platinum+ Mod, звучание которого существенно изменилось благодаря моддингу. Остальные аппараты были представлены в стоковой комплектации, при этом усилители Diezel априори не нуждались в модифицировании.

Вторым важным фактором выступает конструкция кабинета , к которому подключается голова. В случае открытой задней стенки в звуке преобладают высокие частоты (большинство комбиков), тогда как в закрытом объёме доминируют плотность и низ. В свою очередь стенка может быть прикручена (задняя загрузка динамиков) либо вклеена (передняя загрузка динамиков) – последний вариант предпочтительнее благодаря повышенной герметичности стэка, которая способствует направленности звуковой волны, обеспечивая лучшую атаку и большую громкость. При этом угловые кабинеты звучат несколько острее за счёт наклона верхних динамиков.

Помимо этого, на качество звучания оказывают влияние такие характеристики, как материал и толщина фанерных стенок, а также пространственная геометрия и жёсткость корпуса. Для компенсации недостатка внутреннего объёма, приводящего к чрезмерному давлению воздуха на диффузоры динамиков во время их колебаний, на передних стенках кабинетов иногда делают фазоинвертор, придающий звучанию большую открытость, но меньшую собранность. В противном случае необходимо увеличивать габариты конструкции, на что решаются далеко не все производители. По нашему мнению, лучшим вариантом является использование закрытых кабинетов из толстой сибирской берёзы с вклеенной задней стенкой и отсутствием фазоинвертора.

Третий основополагающий принцип заключается в модели динамиков , которые устанавливаются внутри кабинета. Разумеется, гитарные громкоговорители по своей частотной характеристике отличаются от используемых в музыкальных центрах. На рынке существует множество специализированных производителей, таких как Celestion, Eminence, Jensen, Fane, Tone Tubby и др. Аналогично звукоснимателям динамики различаются размером и типом магнита, толщиной и составом медной проволоки, количеством витков и схемой намотки, а также диаметром диффузора. На сегодняшний день самой популярной моделью в мире является Celestion Vintage 30, которая производится с 1986 года и устанавливается более чем в половину гитарных кабинетов.

Однако здесь крайне важно отметить, что начиная с 2000-х годов под одним и тем же названием выпускают английские и китайские V30, имеющие конструктивные различия и звучащие по-разному. На оригинальных английских динамиках используется чуть больший магнит, написан адрес фабрики Foxhall Rd., Ipswich, Suffolk, England и указано сопротивление обмотки 16 либо 8 Ohms, тогда как у китайцев на этикетке данная информация отсутствует. При игре на перегрузе родные громкоговорители выдают гораздо больше нижней середины, благодаря чему звучат жирнее и меньше режут слух. Азиаты напротив отличаются острым гейном с подчёркнутой верхней серединой без достаточной плотности риффов. В настоящее время среди производителей, продолжающих ставить в свои кабинеты английскую классику, непоколебимы остаются Orange и Mesa. Последние имеют боковую наклейку с индексом T4416 (16 Ом) и T4335 (8 Ом) и крайне редко встречаются в свободной продаже.

Наконец, четвёртым фундаментальным параметром оказывается качество инструментального и спикерного кабелей , а также внутренняя проводка самого кабинета и гитары. Подробно данный вопрос рассмотрен нами в статье . Напомним лишь, что при использовании одного кабеля как для чистого канала, так и для перегруза, оптимальным вариантом является шнур Lava Soar, имеющий наиболее сбалансированное звучание. В то же время, при наличии возможности приобретения двух кабелей мы рекомендуем применение шнуров Vovox Sonorus либо Van Den Hul Lava для чистого звука и Evidence Audio Lyrik / The Forte либо Analysis Plus Oval Pro Studio для гейна. В качестве спикерного кабеля мы используем Vovox Sonorus Drive и Evidence Audio The Siren, а для внутренней проводки моножилу Vovox Wiring.

Наконец, при наличии всех перечисленных выше факторов, а именно топовой головы, правильного кабинета, оригинальных динамиков, дорогих кабелей и внутренней проводки прослушивание аппарата необходимо производить на концертной громкости 120-130 дБ, при которой лампы усилителя мощности получают ток насыщения и выходят на рабочий режим перегруза сигнала. В противном случае игра на домашней громкости не позволит раскрыть потенциал используемого оборудования и получить звучание студийного качества.

В настоящем обзоре приняли участие флагманы Diezel VH4, Diezel Herbert, Diezel Hagen, Engl Special Edition, Engl Steve Morse, Marshall JVM410H, Marshall JCM 800, Custom Audio Amplifiers OD-100, Bogner Ecstasy, Orange Thunderverb, Hughes & Kettner TriAmp, Peavey 5150, Krank Krankenstein и Fortress Odin.

Сравнение представленных усилителей проводилось на гитаре (масса 3,6 кг, датчики Seymour Duncan Custom и Lollar Imperial High Wind, струны Elixir Nanoweb 10-52, внутренняя распайка Vovox, бронзовые лады Jescar EVO Gold, костяной порог) через кабинеты (динамики Celestion Vintage 30, задняя загрузка, отсутствие фазоинвертора), (длина 3 метра) и спикерного кабеля Vovox Sonorus Drive на концертной громкости. Изначально все потенциометры устанавливались в центральное положение и затем регулировались при необходимости.

1. Diezel VH4 – 100 Ватт, 4 канала, 5-полосный эквалайзер

Эталон для сравнения всех усилителей. Прототип VH4 увидел свет в 1992 году, а серийный выпуск начался в 1994 году. Аппарат был разработан в немецкой Баварии инженером Питером Дизелем совместно с музыкантом Питером Штапфером. Универсальный усилитель для различных стилей музыки – от мягкого рока на чистом звуке и кранче до зубодробительного металла на хай-гейне. Имеет правильный сбалансированный по всем частотам перегруз и очень сочные обертона. По совокупности характеристик является бесспорным лидером в hi-end сегменте. Стоимость головы в Америке составляет 4400$.

Характер гейна сухой, чистый и читаемый, атака фантастически быстрая и резкая, уровень компрессии средний, окрас звука отсутствует, количество шумов минимально. Огромный диапазон регулировок эквалайзера с граничными частотами от 80 Гц до 4000 Гц. Предусмотрены индивидуальные последовательные петли эффектов на каждый канал, общие последовательная и параллельная петли, подключение ведомого усилителя через разъёмы thru на передней и задней панелях, а также midi-управление без возможности использования классического footswitch. По умолчанию комплектуется лампами 6×12AX7 и 4×KT77. На данном усилителе играет James Hetfield.

Итого: сбалансированный по всем частотам сухой перегруз

2. Diezel Herbert – 180 Ватт, 3 канала, 6-полосный эквалайзер

Усилитель появился в 2002 году и был спроектирован в первую очередь для игры металла. Кранч как таковой отсутствует. При выключенном midcut похож по звучанию на модель VH4, но тембр перегруза более острый и рваный, в то время как у предшественника он плотный и собранный, а компрессия сигнала чуть выше. Картина меняется при активации регулятора midcut - главной особенности нового аппарата – из звука постепенно вырезается нижняя середина на частоте 400 Гц с одновременной компенсацией потери громкости, ввиду чего усилитель всё дальше отдаляется от модели VH4 в сторону хэви-металла, начиная звучать менее жирно и более остро, обретая при этом мелкозернистый характер гейна с подчёркнутой центральной серединой и собранным стенобитным низом. Оптимальной является установка потенциометра midcut в положении 1/3.

Аппарат идеально подходит для баритонов и многострунных гитар, играющих в пониженных строях. В целом звучание усилителя является наиболее модерновым во всём модельном ряду Diezel. Огромный диапазон регулировок эквалайзера с граничными частотами от 120 Гц до 3000 Гц. Предусмотрены общие последовательная и параллельная петли эффектов, а также midi-управление с возможностью подключения footswitch. По умолчанию комплектуется лампами 6×12AX7 и 6×KT77. Самая тяжёлая голова массой 30 кг.

Итого: сбалансированный по всем частотам острый перегруз

3. Diezel Hagen – 100 Ватт, 4 канала, 5-полосный эквалайзер

Усилитель был выпущен в 2010 году с прицелом на исполнение современного хард-рока. В отличие от VH4 имеет бустированную нижнюю середину без возможности регулировки, что придаёт звуку излишнюю плотность и характерный окрас. Является противоположностью модели Herbert при условии использования в последней регулятора midcut. На гитарах из красного дерева аппарат заметно перегружает сигнал.

В целом звучание усилителя можно охарактеризовать как наиболее жирное среди всех рассмотренных моделей Diezel. Чистый и читаемый перегруз вкупе с быстрой и резкой атакой являются непременными атрибутами. Огромный диапазон регулировок эквалайзера с граничными частотами от 120 Гц до 3000 Гц. Предусмотрены общие последовательная и параллельная петли эффектов, а также midi-управление с возможностью подключения footswitch. По умолчанию комплектуется лампами 6×12AX7 и 4×KT77.

Итого: бустированный в области нижней середины жирный перегруз

4. Engl Savage Special Edition 660 - 120 Ватт, 2 канала, 4-полосный эквалайзер

В 2000-е годы голова Savage Special Edition представляла собой флагманскую модель Engl и включала такие инновации, как два режима перегруза сигнала на каждом из каналов с индивидуальными регулировками громкости и гейна для всех четырёх вариантов, две независимые параллельные петли эффектов, возможность переключения между двумя различными кабинетами с раздельными настройками Master Volume и Presence, понижение мощности усилителя с помощью пентодно-триодного переключателя, встроенный двухканальный ревербератор, а также дополнительные кнопки эквализации bright, depth, rough/smooth.

Несмотря на обилие сложных технических решений звучание аппарата не отличается от младших собратьев и характеризуется очень узким и зажатым перегрузом с отсутствием жирной середины и стенобитного низа. Во время сравнения с Diezel VH4 создаётся впечатление, что к кабинету подключили цифровой процессор. При этом диапазоны регулировок эквалайзера и тон-шейперов минимальны и не позволяют исправить картину. Пожалуй, звучание Engl придётся по вкусу лишь тем, кто раньше играл через транзисторные усилители с привычным для них собранным перегрузом и отсутствием динамики. Предусмотрены параллельные петли эффектов, а также midi-управление. По умолчанию комплектовался лампами 6×12AX7 и 4×6L6.

Итого: зажатый процессорный перегруз, не похожий на ламповый звук

5. Engl Steve Morse 656 - 100 Ватт, 3 канала, 6-полосный эквалайзер

Усилитель представляет собой именную модель гитариста Steve Morse и функционально отличается от других аппаратов компании расширенным эквалайзером на третьем канале, включающим по два потенциомерта корректировки нижней и верхней середины Lo Mid 1/2 и Hi Mid 1/2, встроенным шумоподавителем Noise Gate с настраиваемым порогом срабатывания Threshold Level, переключателем заземления на задней панели Ground Lift Switch, автоматическим глушением Amp Mute при отстутствии подключения джека, а также кнопками увеличения яркости Tone и усиления перегруза Hi Gain. Диапазон регулировок эквалайзера ожидаемо узкий.

По звучания голова Steve Morse является наиболее сбалансированной в модельном ряду Engl благодаря меньшей компрессии сигнала и наличию плотного низа. В отличие от побывавших у нас собратьев Special Edition, Ritchie Blackmoore и Screamer с характерным для них зажатым перегрузом данный усилитель не похож на цифровой процессор, имея достаточно жирный ламповый звук. Однако в сравнении с Diezel VH4 он обладает не столь резкой атакой, худшей проработкой частот и большей компрессией. Предусмотрены две параллельные петли эффектов, а также midi-управление с возможностью подключения footswitch. По умолчанию комплектуется лампами 4× 12AX7 и 4× EL34.

Итого: плотный компрессированный перегруз

6. Marshall JVM410H TubeTone Platinum+ Mod – 100 Ватт, 4 канала, 5-полосный эквалайзер

Усилитель был анонсирован в 2007 году как флагманская модель легендарного производителя. Каждый из четырёх каналов включает три режима перегруза сигнала (зелёный, оранжевый, красный), давая в общей сложности 12 вариантов звучания, и содержит независимые эквалайзеры, регуляторы громкости и гейна, а также цифровой реверберации, что является большой редкостью в ламповых головах. На задней панели находится дополнительный переключатель damping для изменения амплитуды колебаний динамиков в кабинете, который регулирует ультранизкие частоты. В стоковом варианте голова имеет все характерные недостатки, присущие усилителям Marshall – грязный перегруз, отсутствие глубокого низа, смазанная атака, бедный чистый канал, острое несбалансированное звучание, узкий диапазон регулировок эквалайзера.

В процессе моддинга для устранения перечисленных артефактов в аппарате был установлен дроссель на силовой трансформатор, заменён выходной трансформатор, подобраны лампы усилителя мощности 6L6 и предусилителя 6Н2П, перепаяны часть конденсаторов и резисторов на печатной плате, что в конечном итоге существенно сказалось на звучании в лучшую сторону при сохранении заданного производителем характера. В сравнении с линейкой Diezel усилитель обладает более грязным перегрузом на риффах, но отличается чуть меньшей компрессией сигнала и самыми сочными обертонами при игре соло, оставляя позади все другие бренды и заставляя гитару по-настоящему петь. Недаром связка Marshall и Gibson считается классической на протяжении многих десятилетий. Предусмотрены последовательная и параллельная петли эффектов, а также midi-управление. По умолчанию комплектуется лампами 5×12AX7 и 4×EL34.

Итого: грязный перегруз с подрезанной серединой, самые сочные обертона

История легендарной серии Marshall JCM 800 началась в 1981 году и сыграла значительную роль в становлении эры тяжёлого рока и металла 1980-х. Целое поколение всемирно известных гитаристов, таких как Zakk Wylde, Slash, Kerry King и других записали свои бессмертные шедевры на усилителях JCM 800, которые по сути являются продолжением выпускавшейся в 1970-х линейки JMP с новым дизайном. Первоначально в модельном ряду были представлены одноканальные головы с двумя входами различной чувствительности мощностью 50 Ватт (2204) и 100 Ватт (2203). Позднее появились двухканальные версии с разрывом петли эффектов и встроенным пружинным ревербератором мощностью 50 Ватт (2205) и 100 Ватт (2210). Серия JCM 800 продержалась на конвейере до 1990 года.

Безусловно, данный усилитель не относится к категории hi-end, однако ввиду его беспрецедентной популярности мы не смогли пройти мимо и включили раритетную голову в настоящий обзор. Представленный экземпляр был выпущен на закате карьеры в 1990 году. Важно отметить, что звучание винтажного JCM 800 отличается от современных серий JCM 2000 и JVM в лучшую сторону, что говорит о снижении качества выпускаемой продукции ввиду сборки новых аппаратов на дешёвых компонентах, требующих модификации.

Характер перегруза традиционно острый, что является фирменной чертой Marshall, однако при этом довольно чистый и читаемый с достаточным количеством низких частот, а также быстрой и резкой атакой. Запас гейна минимальный, а диапазон регулировок эквалайзера ожидаемо узкий. В целом, по уровню звучания JCM 800 находится между стоковыми и модифицированными современниками, заметно уступая им лишь в плане функционала. Петля эффектов и midi-управление отсутствуют. По умолчанию комплектовался лампами 3×12AX7 и 2×EL34.

Итого: острый перегруз с приемлемыми низом и читаемостью

8. Custom Audio Amplifiers OD-100 SE+ – 100 Ватт, 2 канала, 5-полосный эквалайзер

Бутиковый американский усилитель предназначен для исполнения хард-рока и отличается характерным окрасом звука в виде бустированной центральной середины без возможности регулировки. Каждый из каналов имеет два режима звучания, причём кнопка boost на первом канале увеличивает громкость, а на втором – гейн. Перегруз чуть более грязный, чем у аппаратов Diezel. Ручки Power и Standby, а также регулятор нижней середины Whomp и потенциометр ультравысоких частот Feedback находятся на задней панели. В результате расположения обоих трансформаторов с одной стороны усилитель перевешивает на бок.

Звучание аппарата можно охарактеризовать как роковое с приставкой «на любителя» ввиду искусственно «выпрыгивающей» середины (причём наиболее точным термином будет именно упругая, а не жирная), которая добавляет плотность и драйв при исполнении риффов, но искажает реальное восприятие гитары и субъективно делает низ более размазанным. Ещё одной типичной ошибкой является расхожее мнение о том, что Custom Audio представляет собой улучшенный Marshall, тогда как в действительности характер перегруза и окрас звучания у них разный (первый – чистый и упругий, второй – грязный и острый). Предусмотрена последовательная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектуется лампами 6×12AX7 и 4×EL34 (либо 5881).

Итого: бустированный в области центральной середины упругий перегруз

9. Bogner Ecstasy 101 B – 120 Ватт, 3 канала, 4-полосный эквалайзер

Бутиковый американский усилитель от немецкого радиоинженера Реинхольда Богнера увидел свет в 1992 году и произвёл настоящий фурор на рок-сцене Лос Анджелеса. Довольно быстро на данную модель обратили внимание такие гитаристы, как Eric Johnson, Steve Vai, George Lynch, Brad Whitford и др. В 1995 году голова была дополнена встроенным аттенюатором, потенциометрами Presence и привязанным к различным каналам внутренним переключателем между кабинетами. Помимо этого аппарат имеет множество тумблеров, изменяющих степень усиления, яркость и мощность сигнала, которые позволяют получать очень широкую звуковую палитру от винтажного тембра британских моделей 60-х годов до современных хай-гейновых монстров 2000-х.

В частности, на передней и задней панелях присутствуют переключатели пентодно-триодного режима работы ламп Sound Style (Old-New), уровня гейна Plexi Mode (0-Ch2-Ch3), Structure (Low-High) и Gain Boost Ch1, Ch2/Ch3 (Low-High), количества высоких частот Pre.EQ Ch.1, Ch. 2, Ch.3 (Normal-Bright1-Bright2), выходной мощности Output Power (1/2-Full) и Power Amp Class (A-A/B), а также амплитуды колебаний динамиков в кабинете Excursion (Medium-Loose-Tight), что позволяет варьировать итоговую мощность от 7 до 120 Ватт. Кроме того, голова имеет два входа Low и High Input. В общем, любая прихоть за ваши деньги!

Звучание усилителя на перегрузе можно охарактеризовать как роковое с жирной серединой, быстрой атакой, хорошей читаемостью и уравновешенным балансом частот. Данная модель прекрасно подойдёт для исполнения такой музыки, как AC/DC, ZZ Top, Whitesnake, Alice Cooper, Aerosmith, Kiss, Guns n" Roses и др. В свою очередь для любителей рубить металл Bogner выпустил голову Uberschall. Однако при сравнении Diezel VH4 звучит собраннее, быстрее по атаке и проработаннее по частотам. Предусмотрена переключаемая кнопкой последовательная/параллельная петля эффектов, а также midi-управление. По умолчанию комплектуется лампами 4×12AX7 и 4×EL34.

Итого: жирный сбалансированный перегруз

10. Orange Thunderverb TV200H - 200 Ватт, 2 канала, 4-полосный эквалайзер

В конце 2000-х годов Orange Thunderverb являлся флагманом компании и предлагал музыкантам два различных варианта перегруза в одном флаконе: классический для игры хард-рока и модерновый для любителей металла. Фактически, голова представляет собой симбиоз моделей Rockerverb и Dual Dark. Несмотря на общий трёхполосный эквалайзер обоих каналов каждый из них имеет собственные регуляторы Volume и Gain, а также дополнительный потенциометр shape на канале B, вырезающий нижнюю середину. Кроме того, усилитель обладает встроенным аттенюатором, пружинной реверберацией и возможностью переключения выходной мощности 100/200 Ватт с выбором отсекаемых ламп 1+3 либо 2+4.

По звучанию на перегрузе каналы A и B отличаются друг от друга даже при отключённом контуре shape, последний звучит несколько острее и напоминает в этом плане Diezel Herbert. Характер гейна достаточно собранный и сбалансированный по частотам с жирной серединой, плотным низом и яркими верхами. В сравнении с Diezel VH4 усилитель имеет менее резкую атаку, немного худшую читаемость и не такой чёткий низ. В то же время при игре соло голова отличается от большинства других аппаратов минимальным уровнем компрессии, по динамике и прозрачности напоминая Fortress Odin, благодаря чему передаёт натуральное звучание инструмента. Предусмотрена последовательная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектовался лампами 6×12AX7 и 4×6550.

Итого: жирный сбалансированный перегруз с небольшой компрессией

11. Hughes & Kettner TriAmp MK II - 100 Ватт, 3 канала, 4-полосный эквалайзер

Первая версия немецкого усилителя TriAmp увидела свет в 1995 году и предлагала музыкантам 3 независимых канала с двумя уровнями гейна на каждом, имея в своём арсенале 7 ламп в предусилителе и 6 ламп в оконечнике. В 2002 году было выпущено обновление MK II с легендарной светящейся панелью, базирующееся на 9-ти и 4-х лампах соответственно. Наконец, в 2015 году миру представили третью ревизию MK III, имеющую 6 независимых каналов с midi-управлением, потенциометры регулировки ультранизких частот Resonance и шумоподавления Noise Gate, построенную на 9-ти и 6-ти лампах мощностью 145 Ватт. Таким образом, одна голова охватила звуковую палитру всех выпускавшихся усилителей начиная с 1950-х и заканчивая 2000-ми годами по декаде на каждый канал с широчайшим функционалом индивидуальных настроек.

На перегрузе TriAmp обладает исключительно чистым и читаемым гейном, сбалансированным по всем частотам, быстрой и резкой атакой, очень сочными обертонами и минимальной компрессией на соло. При сравнении с Diezel VH4 можно забыть, на каком из двух усилителей вы играете. Предусмотрена переключаемая кнопкой последовательная/параллельная петля эффектов плюс отдельные вход и выход для использования головы в качестве предусилителя и оконечника, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектовался лампами 9×12AX7 и 4×EL34.

12. Peavey 5150 - 120 Ватт, 2 канала, 5-полосный эквалайзер

Усилитель Peavey 5150 был выпущен в 1992 году в качестве именной модели гитариста Eddie Van Halen. Голова имеет два канала Rhythm и Lead, ориентированных на игру рока и металла, общий эквалайзер с дополнительными кнопками bright и crunch на первом канале, два входа различной чувствительности normal gain и high gain, а также переключатель заземления на задней панели. Позднее появилась вторая версия 5150 II, отличающаяся одним входом и независимыми эквалайзерами для каждого из каналов. После прекращения сотрудничества с музыкантом в 2004 году модель получила новое название 6505 в честь 40-летнего юбилея производителя Peavey (1965-2005).

По звучанию на перегрузе каналы Rhythm и Lead различаются степенью усиления и компрессии, а также тембральным окрасом. В обоих случаях характер гейна собранный, однако на втором канале дополнительно подрезана нижняя середина и запредельно искажён входной сигнал, ввиду чего выкручивать ручку pre gain выше положения 2 из 10 не имеет смысла. При этом перегруз становится крайне зажатым и напоминает усилители Engl с их процессорным звучанием. В сравнении с Diezel VH4 голова обладает менее резкой атакой, несколько худшей читаемостью и не такими сочными обертонами. Предусмотрена последовательная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектовался лампами 5×12AX7 и 4×6L6.

Итого: собранный компрессированный перегруз

13. Krank Krankenstein - 100 Ватт, 2 канала, 5-полосный эквалайзер

Усилитель представляет собой именную модель гитариста Dimebag Darrell и позиционируется как хай-гейнер для игры тяжёлого металла. Помимо стандартного набора регулировок эквалайзер имеет потенциометр Sweep, корректирующий присутствие в звуке верхней середины. Вторая версия Krankenstein+ отличается от оригинала увеличенной мощностью 120 Ватт.

На перегрузе Krank характеризуется чрезмерным уровнем искажения сигнала и компрессии, напоминая канал Lead на усилителе Peavey 5150, ввиду чего потенциометр Gain не имеет смысла выкручивать выше положения 2/10. Голова обладает посредственной читаемостью, не лучшим образом сбалансированной частотной характеристикой и отсутствием динамики. Предусмотрена параллельная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектуется лампами 4× 12AX7 и 4× 6550.

Итого: транзисторный компрессированный перегруз

14. Fortress Odin – 50 Ватт, 2 канала, 5-полосный эквалайзер

Один из немногих усилителей, способный по качеству перегруза конкурировать на равных с линейкой Diezel. Аппарат увидел свет в 2016 году как результат многолетней работы отечественного инженера Валерия Рязанцева в тандеме с Вадимом Новиковым по модификации ламповых голов ведущих мировых брендов, что в конечном итоге привело к созданию собственной модели Odin, успевшей занять своё место на многих российских студиях звукозаписи.

В сравнении с Diezel усилитель обладает значительно меньшей компрессией сигнала, благодаря чему звучит максимально прозрачно при исполнении соло, сохраняя динамику звукоизвлечения и при этом не теряя сустейн. На риффах перегруз чистый и читаемый, с быстрой и резкой атакой, великолепным балансом всех частот и насыщенной серединой. При увеличении количества гейна звук становится жирнее и одновременно острее, но прозрачность и динамика сохраняются. Передаёт правильное неискажённое звучание гитары со всеми нюансами тембра древесины и звукоснимателей без какого-либо окраса. Предусмотрена последовательная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектуется лампами 3×12AX7 и 2×EL34.

Итого: сбалансированный по всем частотам некомпрессированный перегруз

Над данной статьей трудился Vlad X