Программа по естествознанию для спо 108 часов. Рабочая программа по Естествознанию. СПО. Вид учебной работы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Западный филиал РАНХиГС

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор колледжа

Л.И.Мотолянец

«____» ________________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Естествознание

уровень подготовки

базовый

профиль образовательной программы среднего образования

социально-экономический

специальность

38.02.07 "Банковское дело"

Квалификация выпускника

специалист банковского дела

Форма обучения

очная

Калининград 2015

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и качеству освоения дисциплины «Естествознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и примерной программой общеобразовательной дисциплины «Естествознание» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 374 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).

Разработчики:

И.А.Марушко, преподаватель Западного филиала РАНХиГС

И.А.Федорцова, преподаватель Западного филиала РАНХиГС

Т.В. Бондарева, преподаватель Западного филиала РАНХиГС

Рецензенты:

Н.В.Горская, преподаватель Западного филиала РАНХиГС

З.А.Гринько, заместитель директора ГБУ КО ПОО «ХПТ»

Рассмотрено на заседании ПЦК «Общеобразовательных дисциплин»

Председатель ПЦК________________Н.В.Горская

Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;

самостоятельной работы обучающегося 54 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе:

практические, лабораторные занятия, контрольные работы

34

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа:

Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий, экскурсии и др.

54

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта (2 семестр)

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Естествознание»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1 «ФИЗИКА»

34 +14+24

теор +пр.+с.р

Введение

(1ч)

Физика - фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Открытия в физике - основа прогресса в технике и технологии производства.

Тема 1.1. Механика (9ч)

Кинематика. Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения. Путь. Перемещение. Виды движения (равномерное, равнопеременное). Скорость. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Ускорение. Свободное падение тел.

2-3

Динамика. Масса и сила. Взаимодействие тел. Законы динамики. Силы в природе. Закон всемирного тяготения.

Законы сохранения в механике. Импульс тела. Закон сохранения импульса и реактивное движение.

Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

Практическая работа №1 «Решение задач по теме «Механика»

Контроль знаний по теме «Механика»

Самостоятельная работа : решение задач по теме «Механика», сообщения по темам: «Физика в моей профессии», «Перегрузки, невесомость в жизни человека», «К.Э. Циалковский - основоположник космонавтики»,

Тема 1.2.

Основы молекулярной физики и термодинамики (12ч)

Молекулярная физика. Атомистическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение .

2-3

Идеальный газ. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состояния идеального газа.

Практическая (лабораторная) работа №2 : «Исследование изотермического процесса»

Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Тепловые машины и их применение.

Практическая работа № 3: Решение задач

Контроль знаний по теме «Молекулярная физика и термодинамика»

Самостоятельная работа : Подготовка докладов «Роль МКТ в природе и технике», «Влияние тепловых двигателей на окружающую среду Калининградской области», «Значение влажности воздуха для живых организмов», «Моющие средства - вещества повышающие смачиваемость», подготовка отчёта по лабораторной работе.

Тема 1.3 Основы электродинамики (14ч)

Электростатика. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

2-3

Электростатическое поле, его основные характеристики и связь между ними.

Постоянный ток. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.

Практическая (лабораторная) работа №4: «Измерение силы тока и напряжения на различных участках цепи» или «Определение удельного сопротивления проводника»

Магнитное поле. Магнитное поле и его основные характеристики. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции.

Практическая работа №5 «Решение задач по теме «Электродинамика»

Контроль знаний по теме «Основы электродинамики»

Самостоятельная работа : подготовка рефератов «История развития представлений о природе электричества», «Действие электрического тока на тело человека», «Меры безопасности при работе с электроприборами»,

Тема 1.4.Колебания и волны (6ч)

Механические колебания и волны. Свободные колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Механические волны и их виды. Звуковые волны. Ультразвуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике.

2-3

Электромагнитные колебания и волны. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн.

Световые волны. Развитие представлений о природе света. Законы отражения и преломления света. Линзы. Формула тонкой линзы.

Практическая работа №6 «Решение задач по теме «Колебания и волны»

Контроль знаний по теме «Колебания и волны»

Самостоятельная работа : подготовка рефератов «Ультразвук и его использование в технике и медицине», «Первые шаги в геометрической оптике», «Проблемы энергосбережения»

Тема 1.5 Элементы квантовой физики (4ч)

Квантовые свойства света. Квантовая гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект.

Физика атома. Модели строения атома. Опыт Резерфорда.

Физика атомного ядра и элементарных частиц. Состав и строение атомного ядра. Радиоактивность. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.

Самостоятельная работа : «Применение фотоэффекта в технике (фотореле, фоторезисторы). «История открытия явления естественной радиоактивности», «Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием»,

Тема 1.6. Вселенная и её эволюция (2ч)

Строение и развитие Вселенной. Модель расширяющейся Вселенной.

Происхождение Солнечной системы. Современная физическая картина мира.

Дифференцированный зачёт по разделу «Физика»

Самостоятельная работа : подготовка рефератов «Возможные сценарии эволюции Вселенной», Астероиды.

РАЗДЕЛ 2 «ХИМИЯ»

20+10+15

Теор +пр.+с.р

Введение

Химическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира.

Роль химии в жизни современного общества. Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности общества.

2

Тема 2.1.

Общая и неорганическая химия

(16 ч)

Основные понятия и законы химии.

Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества. Основные законы химии. Масса атомов и молекул. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов.

2

2-3

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

2

Практическая работа № 7

«Решение расчетных задач с использованием основных законов химии. Решение задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе, количества вещества и т.д.»

2

Самостоятельная работа :

Современные открытия химической науки (создание презентаций). Биографии ученых, внесших особый вклад в развитие химической науки (создание презентаций).

Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово). Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии.

Подготовить сообщение на тему «Открытие периодического закона».

Ядерные реакции и их значение (подготовка сообщений).

Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве.

Строение вещества .

Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.

2

2-3

Самостоятельная работа :

Структуры Льюиса (подготовка сообщений). Дисперсные системы в быту (подготовка презентаций). Полярность связи и полярность молекулы. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы.

Вода. Растворы .

Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое.

1

Самостоятельная работа :

Сванте Аррениус – создатель теории электролитической диссоциации (изучение биографии, создание презентации).

Химические реакции.

Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит.

1

Практическая работа № 8:

«Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса. Выполнение упражнений на расчет скорости химической реакции, принцип Ле Шателье»

2

Самостоятельная работа :

Действие принципа Ле Шателье в жизни (подготовка сообщений). Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы. Подготовка сообщений на тему: «Особенности биохимических окислительно-восстановительных процессов в организмах».

Классификация неорганических соединений и их свойства .

Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты, основания, соли. Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора.

1

Самостоятельная работа :

Применение кислот, оснований, солей и оксидов в быту (подготовка сообщений, создание презентаций, решение тестовых заданий). Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование.

Подготовить доклад на тему: «Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля».

Металлы и неметаллы .

Металлы. Общие физические и химические свойства металлов.

Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека.

1

Практическая работа № 9:

«Выполнение упражнений на составление молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Идентификация неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений»

2

Самостоятельная работа :

Применение металлов и неметаллов (подготовка сообщений, создание презентаций). Характеристика элемента по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева (выполнение по алгоритму). Генетическая связь неорганических соединений (составление и решение цепочек превращений).

Подготовить доклады на темы: «Роль металлов в истории человеческой цивилизации», « Металлы главных подгрупп», «Металлы побочных подгрупп».

Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии. Производство чугуна и стали.

Тема 2.2. Органическая химия

(10 ч)

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.

Основные положения теории строения органических соединений.

Многообразие органических соединений. Понятие изомерии.

1

2-3

Углеводороды и их природные источники.

Углеводороды.Предельные и непредельные углеводороды. Реакция полимеризации. Природные источники углеводородов. Углеводороды как основа международного сотрудничества и важнейший источник формирования бюджета РФ.

1

Практическая работа № 10

Структурные формулы углеводородов, изомеры и гомологи. Название углеводородов по международной номенклатуре IUPAC.

2

Самостоятельная работа :

Составление обобщающей таблицы «Углеводороды». «Нефть и продукты переработки нефти (подготовка сообщений, создание презентаций).

Подготовка докладов на темы: «Химия углеводородного сырья», «Углеводородное топливо, его виды и назначение», «Экологические аспекты использования углеводородного сырья».

Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука. Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. Коксохимическое производство и его продукция.

Кислородсодержащие органические соединения.

Спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры: их строение и характерные химические свойства. Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.

2

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.

Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков. Химические свойства белков.

Пластмассы и волокна. Понятие о пластмассах и химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Генетическая связь между классами органических соединений

2

Практическая работа № 11

«Спирты. Фенолы. Номенклатура и изомерия; способы получения, химические свойства.

Альдегиды. Карбоновые кислоты. Номенклатура и изомерия; способы получения, химические свойства».

2

Самостоятельная работа :

Кислородсодержащие соединения в быту (проведение исследований продуктов питания, бытовой химии на содержание представителей спиртов, сложных эфиров, карбоновых кислот, жиров, углеводов).

Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола.

Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу.

Применение ацетона в технике и промышленности.

Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая).

Подготовка сообщений и мультимедийных презентации по темам «Биологическая роль углеводов».

Расчет калорийности продуктов питания. Значение аминокислот, белков для полноценного питания человека (подготовка сообщений, презентаций). Исследование предметов домашнего быта, являющихся пластмассами.

Промышленное производство химических волокон.

Составление кроссворда на тему «Органические вещества».

Подготовка докладов на темы: «Биологические функции белков», «Белковая основа иммунитета», «Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы».

2

Тема 2.3.

Химия и жизнь

(1ч)

Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения:

белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы - главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека.

Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.

Химия в быту. Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила

безопасной работы со средствами бытовой химии.

1

2-3

Самостоятельная работа:

Роль химических элементов в жизни растений. Удобрения. Химические средства защиты растений.

Дифференцированный зачёт по разделу «Химия»

1

РАЗДЕЛ 3 «БИОЛОГИЯ»

20+10+15

Теор +пр.+с.р

Введение

(1 ч)

Биология – совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии: Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы в биологии. Определение жизни. Уровни организации жизни.

2-3

Тема 3.1.Клетка

(8 ч)

История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка - структурно-функциональная единица жизни. Строение клетки. Прокариоты и эукариоты - низшие и высшие клеточные организмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Клеточное ядро. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации

Биологическое значение химических элементов . Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов. Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ.

Вирусы и бактериофаги . Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы - возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции.

Практическая работа №7: Решение биологических задач по теме «Нуклеиновые кислоты»

Самостоятельная работа : Составление рефератов, дидактических карточек - схем или презентаций по теме «Клетка – как основная единица строения организма и его жизнеобеспечения», «Вирусы, профилактика СПИДа».

Тема 3.2. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

(12 ч)

Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем.

Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение.

Индивидуальное развитие организма . Образование и развитие зародыша и плода. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и другие.

Наследственность и изменчивость . Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме. Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека

Лабораторная работа №4: изменчивость, построение вариационного ряда, вариационной кривой.

Практическая работа №7: Решение элементарных генетических задач

Самостоятельная работа :Самостоятельная работа: составление рефератов по теме «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. Мутагенные свойства вредных веществ, накапливающихся в атмосфере. Наследственные заболевания и профилактика». Составление биологического кроссворда.

Тема 3.3. .Вид, его критерии

(3 ч)

Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Движущие силы эволюции в соответствии с СТЭ. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс .

2-3

Гипотезы происхождения жизни . Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас.

Самостоятельная работа: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. Человеческие расы, опасность расизма .

Тема 3.4 Экосистемы.

(4 ч)

Предмет и задачи экологии : учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере.

2-3

Практическая работа №8: экскурсияпо теме «Экология Калининградской области»
Дифференцированный зачёт по разделу «Биология»

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Освоение программы дисциплины «Естествознание» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования, учебных кабинетов по физике, химии, биологии, в которых имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

В состав кабинетов по физике, химии, биологии входят лаборатории с лаборантской комнатой. Помещения кабинетов физики, химии и биологии должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащены типовым оборудова нием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся .

В кабинетах должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы дисциплины «Естествознание» входят:

    многофункциональный комплекс преподавателя;

    наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портреты выдающихся ученых в области естествознания и т. п.);

    информационно-коммуникационные средства;

    экранно-звуковые пособия;

    комплект электроснабжения кабинетов;

    технические средства обучения;

    демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

    лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы, в том числе для постановки демонстрационного и ученического эксперимента, реактивы);

    статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели, включая натуральные объекты;

    вспомогательное оборудование;

    комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

    библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение дисциплины «Естествознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями, справочниками по физике, химии, биологии, научной и научнопопулярной литературой естественно-научного содержания.

В процессе освоения программы дисциплины «Естествознание» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по естествознанию, включая физику, химию, биологию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники по физике:

    Саенко О.Е.,Трушина Т.П., Арутюнян О.В. Естествознание: учебное пособие /. - М.: КНОРУС, 2014. - 368 с. - (Среднее профессиональное образование)

    Самойленко П. И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

    Самойленко П. И. Сборник задач по физике для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.образования. - М., 2014.

    Дмитриева В.Ф. Физика, учебник для студентов образовательных учреждений СПО, 16-е изд., стер.- М.: Академия, 2012.

    Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей. - М.: Академия,2014

    Дмитриева В.Ф. Задачи по физике. - М.: Академия, 2012

    Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений.- 9-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2015.

Дополнительные источники по физике:

    Мякишев Г.Я. и др. Физика. 10,11 кл. - М., Дрофа, 2002

    Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10,11 кл. – М.:Просвещение, 2005.

    Кошкин Н.И., Васильчикова Е.Н. Элементарная физика: Справочник. – М.: Высшая школа, 2003.

    Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М: Просвещение., 2003.

    Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.

    Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.

    Методика преподавания физики в средних специальных учебных заведениях. /Под ред. А.А.Пинского, П.И.Самойлснко, - М., 2010.

Основные источники по химии:

    Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2012.

    Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2012.

    Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 20013.

    Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2012.

    Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 20014.

    Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2012.

    Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

    Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. - М., 2014.

    Габриелян О.С. и др. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. - М., 2014

    Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

    Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

Дополнительные источники по химии:

    Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений.– М., 2014.

    Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: Пособие для поступающих в вузы.– М., 2011.

    Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях.– М., 2013.

    Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2013.

    Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2012.

    Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека.– М., 2014.

    7.Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие.– М., 2013.

    Ерохин Ю.М. Химия: учебник.– М., 2012.

Основные источники по биологии:

    БеляевД.К., ДымшицГ.М., КузнецоваЛ.Н. идр. Биология (базовый уровень). 10 класс. - М., 2014.

    БеляевД.К., ДымшицГ.М., БородинП.М. идр. Биология (базовый уровень). 11 класс. - М., 2014.

    Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. «Биология». М.: «Школа-Пресс», 2012.

    Качанова Л.В. «Тестовые задания различного уровня». Колледж «Интеграл», 2013.

    Качанова Л.В. «Лабораторные работы по биологии». Колледж «Интеграл», 2014.

    КонстантиновВ.М., РезановА.Г., ФадееваЕ.О. Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. В.М.Константинова. - М., 2014.

    ЕлкинаЛ.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. - М., 2010.

Дополнительные источники по биологии:

1. Айла Ф., Кайгер Дж. «Современная генетика». «Мир», 2011.

2. Биологический энциклопедический словарь, М., 2012.

3. Грин Н. «Биология». М., 2014.

4. Дарвин Ч. «Происхождение путем естественного отбора».

5. Дегтярев В. В. «Охрана природы», 2014.

6. Соломина С. Н. «Взаимодействие общества и природы». М.: «Мысль», 2015.

7. Яблоков А. В. «Эволюционное учение». М.: «Высшая школа», 2012.

8. Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. - М., 2007, 2010.

9. Биология. Руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. - М., 2010.

Интернет-ресурсы:

По физике:

    www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).

    www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).

    www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).

    www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

    ru.wikipedia.org/wiki/

    www .fizika .ru

    www .fizzzika .narod .ru

    www .fieldphysics .ru

    www .alleng .ru /edu /phys .htm

    www.physica-vsem.narod.ru

    www.pnpi.spb.ru

По химии:

    www. chemistry-chemists. com/ index. html (электронныйжурнал « Химикиихимия»).

    www. hemi. wallst. ru (« Химия. Образовательный сайт для школьников»).

    www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

    www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

    www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).

    www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).

Побиологии:

    www.biology.asvu.ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

    www.window.edu.ru/window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

4. КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, лабораторных и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

По окончанию изучения каждого раздела («Физика», «Химия», «Биология») дисциплины «Естествознание» программа предусматривает дифференцированный зачёт в виде тестирования.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

РАЗДЕЛ 1 «ФИЗИКА»

Введение

Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства

    Механика

Кинематика

Ознакомление со способами описания механического движения,

основной задачей механики. Изучение основных физических величин кинематики: перемещения, скорости, ускорения. Наблюдение относительности механического движения. Форму- лирование закона сложения скоростей. Исследование равноускоренного прямолинейного движения (на примере свободного падения тел) и равномерного движения тела по окружности. Понимание смысла основных физических величин, характеризующих равномерное движение тела по окружности

Динамика

Понимание смысла таких физических моделей, как материальная

точка, инерциальная система отсчета. Измерение массы тела различными способами. Измерение сил взаимодействия тел. Вычисление значения ускорения тел по известным значениям действующих сил и масс тел. Умение различать силу тяжести и вес тела. Объяснение и приведение примеров явления невесомости.

Применение основных понятий, формул и законов динамики к решению задач

Законы сохранения в механике

Объяснение реактивного движения на основе закона сохранения

импульса. Применение закона сохранения импульса для вычисле-

ния изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле.

Характеристика производительности машин и двигателей с использованием понятия мощности

2. Основы молекулярной физики и термодинамики

Молекулярная физика

Формулирование основных положений молекулярно-кинетической теории. Выполнение экспериментов, служащих обоснованием молекулярно-кинетической теории. Наблюдение броуновского движения и явления диффузии. Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Представление в виде графика изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Измерение влажности воздуха

термодинамика

Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса превращения вещества из одного агрегатного состояния

в другое. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты на основании первого закона термодинамики. Объяснение принципов действия тепловых машин

3.Электродинамика

Электростатика

Вычисление сил взаимодействия точечных электрических заря-

дов. Вычисление напряженности и потенциала электрического поля одного и нескольких точечных зарядов. Измерение разности потенциалов. Приведение примеров проводников, диэлектриков и конденсаторов. Наблюдение явления электростатической индукции и явления поляризации диэлектрика, находящегося в электрическом поле

Постоянный ток

Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и вну-

треннего сопротивления источника тока. Сбор и испытание электрических цепей с различным соединением проводников, расчет их параметров

Магнитное поле

Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током,

картинок магнитных полей. Формулирование правила левой руки для определения направления силы Ампера. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле, объяснение принципа действия электродвигателя. Исследование явления электромагнитной индукции

4.Колебания и волны

Механические колебания и волны

Приведение примеров колебательных движений. Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Наблюдение колебаний звучащего тела. Приведение значения скорости распространения звука в различных средах. Умение объяснять использование ультразвука в медицине

Электромагнитные

Колебания и волны

Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока

в цепи. Объяснение превращения энергии в идеальном колебательном контуре. Изучение устройства и принципа действия трансформатора. Анализ схемы передачи электроэнергии на большие расстояния. Приведение примеров видов радиосвязи. Знакомство с устройствами, входящими в систему радиосвязи. Обсуждение особенностей распространения радиоволн

Световые волны

Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Наблюдение явления дифракции и дисперсии света. Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет оптической силы линзы.

5 .Элементы квантовой физики

Квантовые свойства света

Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Расчет максимальной

кинетической энергии электронов при фотоэффекте

Физика атома

Формулирование постулатов Бора. Наблюдение линейчатого и непрерывного спектров. Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое. Объяснение принципа действия лазера

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрация ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера. Расчет энергии связи атомных ядер. Понимание ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценности овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности

6. Эволюция вселенной

Строение и развитие

Вселенной

Объяснение модели расширяющейся Вселенной

Происхождение

Солнечной системы

Наблюдение звезд, Луны и планет в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа

РАЗДЕЛ 2 «ХИМИЯ»

Введение

Раскрытие вклада химической картины мира в единую естественно-научную картину мира. Характеристика химии как производительной силы общества

Важнейшие химические понятия

Умение дать определение и оперировать следующими химическими понятиями: «вещество», «химический элемент», «атом», «молекула», «относительные атомная и молекулярная массы», «ион», «аллотропия», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «валентность», «степень окисления», «моль», «молярная масса», «молярный объем газообразных веществ», «вещества молекулярного и немолекулярного строения», «растворы», «электролит и неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «окислитель и восстановитель», «окисление и восстановление», «скорость химиической реакции», «химическое равновесие», «углеродный скелет», «функциональная группа», «изомерия».

Основные законы

химии

Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установление причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических фор мул и уравнений.

Раскрытие физического смысла символики Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установление причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.

Характеристика элементов малых периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева

Основные теории

химии

Установление зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов.

Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств

веществ от их состава и строения кристаллических решеток.

Формулирование основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.

Формулирование основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств важнейших представителей основных классов

органических соединений.

Важнейшие вещества

и материалы

Характеристика строения атомов и кристаллов и на этой основе -

общих физических и химических свойств металлов и неметаллов.

Характеристика состава, строения, свойств, получения и применение важнейших неметаллов.

Характеристика состава, строения и общих свойств важнейших классов неорганических соединений.

Описание состава и свойств важнейших представителей органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, карбоновых кислот (уксусной кислоты), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), аминокислот, белков, искусственных и синтетических полимеров.

Химический язык

и символика

Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.

Называние изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.

Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций.

Химические реакции

Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам.

Химический эксперимент

Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами техники безопасности.

Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента.

Химическая информация

Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Профильное и профессионально значимое содержание

Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.

Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.

Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников

РАЗДЕЛ 3 «БИОЛОГИЯ»

Биология - совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии

Знакомство с объектами изучения биологии.

Выявление роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей

Клетка

Знакомство с клеточной теорией строения организмов.

Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке. Знание строения клеток по результатам работы со световым микроскопом. Умение описывать микропрепараты клеток растений. Умение сравнивать строение клеток растений и животных

Организм

Знание основных способов размножения организмов, стадий онтогенеза на примере человека. Знание причин, вызывающих нарушения в развитии организмов. Умение пользоваться генетической терминологией и символикой, решать простейшие генетические задачи. Знание особенностей наследственной и ненаследственной изменчивости и их биологической роли в эволюции живого

Вид

Умение анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни на Земле. Умение проводить описание особей одного вида по морфологическому критерию. Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Умение доказывать родство человека и млекопитающих, общность и равенство человеческих рас

Экосистемы

Знание основных экологических факторов и их влияния на организмы. Знание отличительных признаков искусственных сообществ - агроэкосистем. Получение представления о схеме экосистемы на примере биосферы. Демонстрация умения постановки целей деятельности, планирование собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».


Согласовано:

Предметной комиссией

Председатель

___________/_./

подпись ФИО

«________»___________2011 г.

Утверждено:

Заместителем директора по УР

___________/_/

подпись ФИО

«________»___________2011 г.

Конспект лекций

по дисциплине: «Естествознание»

Разработал преподаватель

_________________/./

«_____»________2011 г.

О Г Л А В Л Е Н И Е

О Г Л А В Л Е Н И Е.. 2

Пояснительная записка. 4

Введение. 6

Основные понятия механики. Кинематика точки. 9

Законы динамики И. Ньютона. Гравитационные силы.. 13

Сила упругости и силы трения. 18

Закон сохранения импульса. 24

Кинетическая и потенциальная энергия. 29

Закон сохранения энергии в механике. 33

Основы молекулярно-кинетической теории. 37

Электростатика. Электрический заряд. Элементарные частицы.. 41

Законы постоянного тока. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. 45

Основные понятия химии. Основные законы химии. 51

Моль. Молярная масса. 54

Задачи. 56

Вещества органические и неорганические. 57

Классификация неорганических веществ – оксиды, кислоты, соли, основания. 60

Кислотные дожди. Показатель кислотности растворов рН. 62

Строение атома и атомного ядра. Изотопы в природе. 66

Химический состав воздуха. Загрязнение атмосферы и его источники. 69

Химические элементы в организме человека. 74

Органические вещества клетки. Основные жизненно необходимые соединения – белки, жиры и углеводы. Биополимеры. 77

Основные признаки живых организмов. Клеточная теория. 81


Строение растительной и животной клетки. Прокариоты и эукариоты.. 84

Основы генетики. 88

Генотип и фенотип. 90

Модификационная и наследственная изменчивость. 98

Мутационная изменчивость Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. 100

Список использованной литературы.. 113

Пояснительная записка

Материал, изложенный в «Конспекте лекций» произведен в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В предлагаемом курсе рассматриваются наиболее важные концепции, которые выработало естествознание на протяжении всей истории своего развития, составляющие фактически ядро современной научной картины мира. «Естествознание» формирует целостную картину знаний о природе в ее непрерывном развитии. Специфические стороны этой науки – физика, химия, биология, экология – показаны уровни системы знаний, в которой фундаментальные физические принципы являются теоретической основой всего естествознания. Миропонимание на теоретическом уровне, или теоретическая картина мира, представлено научными, философскими, религиозными идеями.

Конспект лекций предназначен для студентов гуманитарных специальностей в рамках среднего профессионального образования . Содержание конспекта лекций направлено на то, чтобы обеспечить необходимый уровень естественнонаучной грамотности студентов. Отбор содержания отвечает требованиям актуальности и доступности, что с одной стороны предусматривает знакомство с ключевыми достижениями естественных наук и определяющим влиянием на развитие современных технологий, так и предполагает наглядный качественный уровень освоения этого материала.

Освоение материала, изложенного в конспекте лекций, позволит студентам:

Ориентироваться в естественнонаучной информации на уровне сообщений СМИ и научно-популярных источников;

Иметь представление об естественнонаучном методе познания и использовать знакомство с этим методом для получения фактов, оценки достоверности информации, построения аргументации;

Использовать естественнонаучные знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности, особенно, когда это касается вопросов питания, медицины, применения соединений бытовой химии, экологии, экономии энергии.

Конспект лекций включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с элементами экологии», «Биология с элементами экологии». Такой подход к структурированию содержания дисциплины «Естествознание» не нарушает привычной логики естественнонаучного образования в целом.

Заметное место в преподаваемой дисциплине отводится интегрирующим, межпредметным идеям и темам. Это, прежде всего темы, освещающие естественнонаучную картину мира: атомно-молекулярное строение вещества, общие принципы классической механики, законы И. Ньютона, превращение энергии, современное представление об элементарных частицах, клеточное строение живой материи, основные этапы эволюции органического мира, эволюционная теория Ч. Дарвина, основы генетики, эволюция человека как биологического организма, а также вопросы экологии.

Введение

Естествознание - система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание - одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной и с.-х. техники и медицины; естественно-научный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.


Предмет и цели естествознания

Предмет Естествознание - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры.

Цели естествознания : 1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления и 2) раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Можно сказать: познание истины (законов природы) - непосредственная или ближайшая цель Е., содействие их практическому использованию - конечная цель Е.

Закономерности и особенности развития естествознания

2. Взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей Е., когда один предмет изучается одновременно многими науками (их методами).

3. Повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному (в т. ч. исходному пункту научного развития), но на более высокой ступени этого развития - движение по спирали.

Подразделения естествознания

Астрономия

Биология

Биофизика

Биохимия

Генетика

География

Геология

Радиобиология

Радиохимия

Физическая химия

История развития естествознания

1. Период механического и метафизического Естествознание, начавшийся с возникновения Естествознание как систематической экспериментальной науки в эпоху Возрождения, (со 2-й половины 15 в. до конца 18 в.). Естествознание этого периода революционно по своим тенденциям. Здесь выделяется Естествознание начала 17 в. (формирование механического Естествознание - Г. Галилей) и конца 17 в. - начала 18 в. (завершение этого процесса - И. Ньютон).

2. Период открытия всеобщей связи и утверждения эволюционных идей – стихийно-диалектический. На первый план выдвигаются физика и химия, изучающие взаимопревращения форм энергии и видов вещества. В геологии возникает теория медленного развития Земли (Ч. Лайель), в биологии зарождается эволюционная теория (Ж. Ламарк), палеонтология (Ж. Кювье), эмбриология (). Возникла необходимость сочетать анализ с синтезом в целях теоретического охвата накопленного опытного материала. Три великих открытия (2-я треть 19 в.) - клеточная теория, учение о превращении энергии и дарвинизм.

Затем последовали открытия, раскрывавшие диалектику природы полнее: создание теории химического строения органических соединений (,1861), периодической системы элементов (, 1869), химической термодинамики (-Гофф, Дж. Гиббс), основ научной физиологии (, 1863), электромагнитной теории света (Дж. К. Максвелл, 1873).

Ведение курса естествознания в старшей школе диктуется следующими объективными причинами.

1. В области естественнонаучного образования предлагается альтернатива на выбор: или изучение химии, физики и биологии на базовом уровне из расчета 1 час в неделю, или интегрированный курс естествознания из расчета 3 часа в неделю. Как известно, одночасовые курсы давно доказали свою несостоятельность и неэффективность.

  1. На выходе из школы в сознании у подавляющего большинства выпускников формируются частные научные картины мира: химическая, физическая, биологическая, - но отсутствует единая естественнонаучная картина, которую и призвана формировать такая дисциплина, как естествознание.
  2. Нарушается преемственность между средней и высшей школами. В гуманитарных ВУЗах обязательным является изучение курса «Естественнонаучная картина мира», синонимом которого являются «Концепции современного естествознания».
  3. Введение курса естествознания позволяет реализовать такой механизм гуманитаризации естественнонаучного образования, как интеграция, что, в свою очередь, позволяет гуманизировать это образование для старшеклассников, выбравших для обучения в 10-11 классах гуманитарный профиль.

5. В ряде зарубежных стран накоплен немалый опыт изучения естествознания на заключительном этапе обучения в средней школе, который доказал свою эффективность. Имеется многолетний опыт обучения основам естествознания и в отечественной начальной школе. Это хорошо зарекомендовавшие себя учебные предметы «Природоведение» и «Окружающий мир» различных авторов.

Предложенное ниже тематическое планирование составлено в полном соответствии с программой авторов учебников по естествознанию (для старшей школы) О.С.Габриеляна и И.Г.Остроумова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Естествознание».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета

Новые федеральные государственные образовательные стандарты не только предполагают реализацию Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России , но и построены в полном соответствии с этой концепцией. В ней в качестве важнейших требований выдвигается формирование у старшеклассников готовности и способности выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и действия; способности совершать самостоятельные поступки на основе морального выбора. Эти поступки и действия человек совершает на основе естественнонаучной компетентности и гуманистических идеалов в их единстве, так как природа, общество и человек представляют собой целостную взаимосвязанную систему. В достижении этих требований большую роль играет естествознание , которое призвано формировать у учащихся не фрагментарное, а целостное восприятие окружающего мира.

Ведение курса естествознания в старшей школе диктуется следующими объективными причинами.

1. В области в области естественнонаучного образования предлагается альтернатива на выбор: или изучение химии, физики и биологии на базовом уровне из расчета 1 час в неделю, или интегрированный курс естествознания из расчета 3 часа в неделю. Как известно, одночасовые курсы давно доказали свою несостоятельность и неэффективность.

  1. На выходе из школы в сознании у подавляющего большинства выпускников формируются частные научные картины мира: химическая, физическая, биологическая, - но отсутствует единая естественнонаучная картина, которую и призвана формировать такая дисциплина, как естествознание.
  2. Нарушается преемственность между средней и высшей школами. В гуманитарных ВУЗах обязательным является изучение курса «Естественнонаучная картина мира», синонимом которого являются «Концепции современного естествознания».
  3. Введение курса естествознания позволяет реализовать такой механизм гуманитаризации естественнонаучного образования, как интеграция, что, в свою очередь, позволяет гуманизировать это образование для старшеклассников, выбравших для обучения в 10-11 классах гуманитарный профиль.

5. В ряде зарубежных стран накоплен немалый опыт изучения естествознания на заключительном этапе обучения в средней школе, который доказал свою эффективность. Имеется многолетний опыт обучения основам естествознания и в отечественной начальной школе. Это хорошо зарекомендовавшие себя учебные предметы «Природоведение» и «Окружающий мир» различных авторов.

Изучение интегрированного предмета, каковым является естествознание, не может проводиться на содержании, которое является простой суммой физики, химии и биологии базового уровня.

Во-первых , в этих предметах имеется содержание, которое повторяется. Например, строение атома и агрегатное состояние вещества изучается и в курсе физики, и в курсе химии, равно как основные положения молекулярно-кинетической теории, газовые законы и законы электролиза и др. Органические соединения, их классификация, свойства и биологическая роль дается и в курсе химии, и в курсе биологии, равно как и биологически активные вещества (витамины, гормоны, лекарства). Очевидно, такой материал в курсе естествознания должен изучаться на другом, интегрированном содержании.

Во-вторых, содержание курса естествознания не может быть результатом интеграции содержания только таких естественно-научных дисциплин, как физика, химия и биология. Естественно-научная картина мира (ЕНКМ) формируется также на основе географической картины мира, экологической картины мира, астрономической картины мира.

В-третьих, целостная, многогранная ЕНКМ не может быть сформирована без участия гуманитарной составляющей, тем более, что курс естествознания предназначен, в первую очередь, для школ и классов гуманитарного профиля.

Концепция предлагаемого курса состоит в рассмотрении объектов и явлений естественного мира в гармонии физики, химии, биологии, физической географии, астрономии и экологии. Соответственно, в основу курса положены не логика и структура частных естественнонаучных дисциплин, а идея антропоцентризма , т.е. построение курса в логике и структуре восприятия учеником естественного мира в синтезе физических, химических и биологических представлений.

Этот курс естествознания отличает основательный охват важнейших понятий, законов и теорий частных учебных дисциплин, их синтез в обобщенные естественнонаучные понятия, законы и теории, а также приоритетное внимание к важнейшим прикладным аспектам, связи изучаемого материала с жизнью, знакомство с важнейшими достижениями современного научно-технического прогресса (биотехнологии, нанотехнологии и др.).

И не только. Идея антропоцентризма предопределила органичное включение в курс содержания гуманитарных дисциплин: истории, экономической географии, мировой художественной культуры, родной литературы и языка.

Ниже в таблице показано доля отдельных предметов в содержании курса.

Таблица

Доля отдельных предметов в содержании курса«Естествознание- 10,11»

Предмет

Доля предмета в содержании курса (%)

Биология и экология

Химия

Физика и астрономия

Физическая и экономическая география

История

МХК

Родная литература и язык

Большое внимание в курсе уделяется эксперименту – более 25% учебного времени, - отводится на лабораторные и практические работы. ФГОС в качестве обязательного элемента при обучении в старших классах школы предусматривает выполнение каждым старшеклассником индивидуального проекта. Без исследовательских умений и навыков создать такой проект будет сложно. Чтобы совершенствовать эти умения и навыки, в курсе предусмотрена целая глава «Практические работы для индивидуальной проектной деятельности». Работы, предложенные в ней, могут послужить основой для выполнения индивидуального проекта старшеклассниками.

Формирование научной картины мира (НКМ) является важнейшей задачей обучения старшеклассников. Она дает возможность им не только иметь истинные представления об окружающей их действительности, но также позволит утвердиться в правильности выбора профиля обучения в 10-11 кл. и определиться с выбором профессионального обучения в дальнейшем. Кроме этого, такая картина является важнейшим компонентом в мировоззрении современного члена гражданского общества, необходимым атрибутом ответственного поведения человека в окружающем мире, неотъемлемой частью его профессиональной состоятельности, какой бы сферой деятельности он не занимался. В любой, и, в первую очередь, гуманитарной области человек будет успешен, если окружающий мир, в том числе и естественный, воспринимается им не только эмоционально, но и рационально.

Место учебного предмета в учебном плане

«Естествознание», хотя и относится к предметам по выбору, тем не менее, является обязательной частью базовых общеобразовательных учебных предметов на ступени среднего (полного) образования. На его изучение отводится 210 учебных часов, по 3 часа в неделю в 10-11 классах.

«Естествознание» предназначено для обучения в школах и классах непрофильных по отношению к естественнонаучным дисциплинам, и, в первую очередь, в профилях гуманитарной направленности. Введение «Естествознания» позволит значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого целесообразнее использовать на расширение и углубление профильных учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Учебный предмет «Естествознание», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет формировать у старшеклассников не только целостную естественнонаучную картину мира. Введение этого предмета побуждает у старшеклассников эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создает условия для формирования системы ценностей, позволяющей формировать у них готовность к выбору действий определенной направленности, критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

Основным результатом познавательного отношения к естественному миру в культуре является установления смысла и значения содержания объектов и явлений природы. Таким образом, познавательная функция учебного предмета «Естествознание» заключается в способности его содержания концентрировать в себе как знания о естественном мире, так и познавательные ценности:

Освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук, знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания позволяют раскрыть его роль на представления человека о природе, развитии техники и технологий;

Овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки использования естественнонаучной информации, полученной из различных источников для осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам (экологических, энергетических, сырьевых и др.);

Развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации полученных при этом результатов;

Воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использование достижений естественных наук для развития цивилизации; стремление к обоснованности высказываемой позиции и уважения к мнению оппонентов при обсуждении проблем; осознанного отношения в возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;

Использование естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения.

Результаты изучения предмета

Деятельность учителя в обучении естествознания в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов :

1) в - чувство гордости за российские естественные науки, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

2) в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;

3) в познавательной (когнитивной , интеллектуальной ) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по естествознанию являются:

1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающего естественного мира;

2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

5) использование различных источников для получения естественнонаучной информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

В области предметных результатов изучение естествознания предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться:

1) в познавательной сфере -

А) давать определения изученным понятиям;

Б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский (родной) язык и язык естественных наук;

В) классифицировать изученные объекты и явления;

Г) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, естественные явления, протекающие в природе и в быту;

Д) делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных естественнонаучных закономерностей, прогнозировать поведение и свойства неизученных естественнонаучных объектов по аналогии со свойствами изученных;

Е) структурировать изученный материал;

Ж) интерпретировать естественнонаучную информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;

З) самостоятельно добывать новое для себя естественнонаучное знание, используя для этого доступные источники информации

2) в ценностно-ориентационной сфере - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;

3) в трудовой сфере - проводить естественнонаучный эксперимент и выполнять индивидуальный проект исследовательского характера;

4) в сфере физической культуры - соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете естествознания (физики, химии, биологии), оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами, электрическим током и лабораторным оборудованием.

Первый курс

(114 ч, 3 ч в неделю, из них 2 ч – резервное время)

Тема

Примерное количество часов

Введение

Мегамир

Оболочки Земли

Макромир. Биосфера

Пространство и время

Резервное время

Всего

Тематическое планирование учебной дисциплины «Естествознание» для обучающихся 1 курса.

№№п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во час.

Введение

Введение в естествознание

Естествознание – единство наук о природе

Обобщающий урок «Естествознание – единство наук о природе»

Естественнонаучные методы познания мира

Эмпирический уровень научного познания

Практическая работа №1. Эмпирическое познание в изучении естествознания

Теоретический уровень научного познания

Семинар по теме «Теоретический уровень научного познания»

Язык естествознания. Биология

Язык естествознания. Химия

Язык естествознания. Физика

Естественнонаучные понятия, законы и теории

Естественнонаучная картина мира

16-17

Миры, в которых мы живем

Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечой»

Практическая работа № 3 «Наблюдение за прорастанием семян фасоли»

Практическая работа № 4 «Наблюдение за изменением температуры льда и его состоянием при нагревании»

21-22

Обобщающий урок по теме Естественнонаучные методы познания мира

23-24

Контрольная работа №1 Естествознание и методы его познания

Мегамир

25-26

Человек и Вселенная

27-28

Происхождение и строение Вселенной

Как человек изучает мегамир

Законы движении небесных тел

31-32

Галактики

33-34

Солнце и звезды

35-36

Солнечная система и её планеты

Практическая работа№5 «Изучение звездного неба с помощью подвижной карты»

Урок-дискуссия «Возможна ли жизнь на Марсе?»

Оболочки Земли

39-40

Строение Земли. Литосфера

Практическая работа №6 «Изучение коллекции горных пород»

Гидросфера. Океаны и моря

Воды океанов и морей

Воды суши

Практическая работа№7 «Изучение жесткой воды и устранение её жесткости»

Атмосфера. Погода

Атмосферное давление. Ветер

Влажность воздуха

Практическая работа№8 «Изучение параметров состояния воздуха в кабинете»

Обобщение по темам. Мегамир. Оболочки Земли

51-52

Контрольная работа №2 Мегамир. Оболочки Земли

Макромир. Биосфера

Жизнь, признаки живого и их относительность

Происхождение жизни на Земле

55-56

Химический состав клетки

Практическая работа №9 «Распознавание органических соединений»

Уровни организации жизни

Прокариоты и эукариоты

Практическая работа №10 «Изучение растительной и животной клетки»

Практическая работа №11 «Изучение микроскопического строения животной ткани»

Клеточная теория. Простейшие. Вирусы

Практическая работа «12 «Изучение простейших»

Экологические системы

Пищевые цепи. Экология. Экологические факторы

Практическая работа № 13 . Изучение взаимосвязей в искусственной экосистеме – аквариуме и составление цепей питания.

Биосфера

Глобальные экологические проблемы человечества и пути их решения

Практическая работа №14 «Изучение бытовых отходов»

Понятие биологической эволюции

71-72

Эволюционная теория

73-74

Обобщение по теме: «Макромир. Биосфера».

75-76

Контрольная работа № 3 Происхождение жизни на Земле. Уровни организации жизни. Основы экологии. Эволюционная теория.

Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов

77-78

Особенности климата России. Зона арктических пустынь, тундр и лесотундр

Практическая работа № 15 Приспособленность организмов к среде обитания

Электромагнитная природа света

81-82

Оптические свойства света

Практическая работа № 16 Изучение волновых свойств света

Свет и приспособленность к нему живых организмов

Практическая работа № 17 Изучение изображения, даваемого линзой

Внутренняя энергия макроскопической системы

Тепловое равновесие. Температура

88-89

Температура и приспособленность к ней живых организмов

Строение молекулы и физические свойства воды

Практическая работа № 18 Измерение удельной теплоемкости воды

Электролитическая диссоциация

Растворимость. рН, как показатель среды раствора

Химические свойства воды

Практическая работа № 19

96-97

Вода – абиотический фактор в жизни растений

Урок-конференция. Вода – абиотический фактор в жизни живых организмов

Соленость как абиотический фактор

Почва как абиотический фактор

Практическая работа № 20 Изучение состава почвы

Биотические факторы окружающей среды

Обобщение по теме: «Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов».

Контрольная работа № 4: «Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов».

Пространство и время

Понятия пространства и времени

Биоритмы

Способы передачи информации в живой природе

Информация и человек

Ученическая конференция «Защита исследовательских проектов»

109-110

Защита исследовательских работ

111-112

Защита исследовательских работ

Повторение пройденного

113-114

Повторение пройденного

ВСЕГО:

Второй курс

(114 ч, 3 ч в неделю, из них 6 ч – резервное время) _____________________________________________________________

Распределение учебных часов по разделам программы

Тема

Примерное количество часов

Повторение курса 10-го класса

Микромир. Атома. Вещества

Химические реакции

Человек и его здоровье

Современное естествознание на службе человека

Резервное время

Всего

Тематическое планирование учебной дисциплины «Естествознание» для обучающихся 2 курса.

№№п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во час.

Повторение материала 1 курса

Многообразие естественного мира: мегамир, макромир, микромир

Биосфера. Уровни организации жизни на Земле.

Основные положения синтетической теории эволюции

Элементы термодинамики и теории относительности

Контрольная работа № 1 (диагностическая)

Микромир. Атомы. Вещества

9-10

Основные сведения о строении атома

Практическая работа № 1»Изучение фотографий треков заряженных частиц»

12-13

Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона.

14-15

Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для формирования естественнонаучной картины мира

16-17

Благородные газы

Ионная химическая связь

19-20

Ковалентная химическая связь.

21-22

Металлы и сплавы. Металлическая химическая связь

23-24

Молекулярно-кинетическая теория

25-26

Агрегатные состояния веществ

27-28

Природный газ

Жидкие вещества. Нефть

30-31

Твердое состояние вещества. Жидкие кристаллы

Классификация неорганических веществ и ее относительность

33-34

Классификация органических соединений

35-36

Полимеры

37-38

Смеси, их состав и способы разделения

39-40

Дисперсные системы

41-42

Повторение и обобщение