История письма. Внеклассное мероприятие "история письма"

Люди всегда нуждались в обмене информацией. Именно поэтому история почты началась задолго до появления письменности и привычных современному человеку писем. В древности для передачи новостей использовался голос. Этот способ сохранялся в некоторых регионах вплоть до Средних веков. Например, в империи инков на протяжении многих столетий существовали гонцы-глашатаи, которые распространяли новости из столицы, передвигаясь по стране с помощью сети разветвленных горных дорог. Позже они стали использовать в котором в качестве носителя информации выступали шнуры и нити.

Клинописные таблички

Первая система письменности в классическом смысле этого слова - клинопись. С ее появлением около 3 тысяч лет до н. э. история почты перешла на принципиально новый уровень. Клинопись распространилась среди народов древней Месопотамии: шумеров, аккадцев, вавилонян, хеттов.

Послания выводились деревянной палочкой на глиняных табличках, пока глина сохраняла свою мягкость. Из-за специфического инструментария возникали характерные клинообразные штришки. Конверты для таких писем также изготавливались из глины. Чтобы прочитать послание, адресат должен был разбить «упаковку».

Древняя история почты долгое время оставалась практически неизвестной. Большой вклад в ее изучение внесло открытие библиотеки последнего великого царя Ассирии Ашшурбанипала, правившего в VII в. до н. э. По его приказу был создан архив из 25 тысяч глиняных табличек. Среди клинописных текстов оказались как государственные документы, так и обычные письма. Библиотека была открыта в XIX веке. Благодаря уникальной находке удалось провести дешифровку непонятной прежде переводчикам клинописи.

Ракушки и рисунки

Индейцы племени гуронов обходились бусами из раковин. Их нанизывали на нитки и так получали целые письма. Каждая пластинка имела определенный цвет. Черный означал смерть, красный - войну, желтый - дань и т. д. Умение читать подобные цветные пояса считалось привилегией и мудростью.

История почты прошла и «иллюстрированный» этап. Прежде чем писать буквы, люди научились рисовать. древних, образцы которой и сегодня обнаруживаются в глухих пещерах, это тоже своеобразная почта, шедшая до современного адресата целые поколения. Язык рисунков и татуировок до сих пор сохранился у изолированных полинезийских племен.

Алфавит и морская почта

Своя уникальная система письма была у древних египтян. Кроме того, у них была развита голубиная почта. Для передачи информации египтяне использовали иероглифы. Гораздо меньше известен тот факт, что именно этот народ создал первый прообраз алфавита. Среди многочисленных иероглифов-рисунков у них появились иероглифы, передававшие звуки (всего их было 24).

В дальнейшем данный принцип шифрования развивали другие народы Древнего Востока. Первым собственно алфавитом считается алфавит, появившийся в городе Угарит на территории современной Сирии приблизительно в XV в. до н. э. Затем схожая система распространилась в других семитских языках.

Свой алфавит был у финикийцев. Этот торговый народ прославился искусными кораблестроителями. Моряками осуществлялась доставка почты в многочисленные колонии в разных частях средиземноморья. На основе финикийского алфавита возник арамейский и греческий алфавиты, от которых берут начало почти все современные системы письменности.

Ангарион

Ангарион - древняя персидская почтовая служба, созданная в империи Ахеменидов в VI в. до н. э. Учредил ее царь Кир II Великий. До этого доставка почты из одного конца государства в другой могла растянуться на месяцы, что категорически не устраивало власти.

Во времена Кира появились ангары (так назывались конные курьеры). Почтовое дело той эпохи дало первые ростки существующей и сегодня. Самая длинная дорога ангариона тянулась из Суз в Сарды, а ее длина составляла 2500 километров. Огромный маршрут был разделен на сотню станций, на которых менялись лошади и курьеры. С помощью этой эффективной системы персидские цари беспрепятственно передавали поручения своим сатрапам в самых далеких провинциях огромной империи.

При преемнике Кира II Дарии I была построена Царская дорога, качество проложения которой оказалось столь высоким, что примером ее организации (и вообще ангариона) в своем государстве воспользовался Александр Македонский, римские императоры и даже Карл I, правивший средневековой Франкской империей в IX веке.

Римская эпоха

Как уже отмечалось выше, римская история почты и писем во многом походила на персидскую. В республике, а позднее в империи параллельно существовала государственная и частная система передачи сообщений. Последняя основывалась на деятельности многочисленных гонцов, которых нанимали (или использовали в качестве рабов) богатые патриции.

На вершине своего могущества Римская империя охватывала колоссальные территории в трех частях света. Благодаря единой сети разветвленных дорог уже в I веке нашей эры можно было с уверенностью отправить письмо из Сирии в Испанию или из Египта в Галлию. Мелкие станции, где менялись лошади, были устроены на расстоянии всего нескольких километров. Пакеты перевозились конными курьерами, для клади использовались телеги.

Наиболее быстрая и эффективная государственная почта была доступна только для официальной корреспонденции. Позже стали выдаваться особые разрешения на пользование этой системой путешествующим чиновникам и христианским священникам. Государственной почтой заведовал приближенный к императору префект претория, а с IV века - магистр оффиций.

Средневековая Европа

После падения Римской империи прежняя почтовая система развалилась. Сообщения стали доставляться с огромными затруднениями. Мешали границы, отсутствие и запустение дорог, преступность и исчезновение единой централизованной власти. Почтовое сообщение стало еще хуже с возникновением феодализма. Крупные землевладельцы часто взимали огромные пошлины за проезд по своей территории, что крайне осложняло деятельность курьеров.

Единственной хоть сколько-нибудь централизованной организацией в Европе в раннем средневековье осталась церковь. Монастыри, архивы, храмы и административные органы нуждались в постоянном обмене информацией на просторах большей части политически раздробленной Европы. За организацию почтового сообщения стали браться целые духовные ордена. Нередко важную корреспонденцию по Старому Свету перевозили странствующие монахи и священники, чья ряса и духовный статус зачастую были лучшими средствами защиты от неприятностей с незнакомцами.

Свои корпорации гонцов возникали при университетах, куда стекались студенты из самых разных краев. Особенно прославились курьеры учебных заведений Неаполя, Болоньи, Тулузы и Парижа. Они поддерживали связь между студентами и их родными.

Больше всего в почте нуждались купцы и ремесленники. Без обмена письменными сообщениями со своими партнерами они не могли наладить торговлю и сбыт продукции. Отдельные корпорации купеческой почты возникали вокруг гильдий и других объединений коммерсантов. Эталон такой системы был создан в Венеции, чьи торговые контакты связывали средневековую республику не только со всей Европой, но и с далекими странами по ту сторону Средиземного моря.

В Италии и Германии, где сформировался институт вольных городов, получила распространение эффективная городская почта. Свои собственные опытные гонцы были у Майнца, Кельна, Нордгаузена, Бреславля, Аугсбурга и т. д. Они доставляли как письма администрации, так и посылки обычных жителей, плативших за услугу по определенному тарифу.

Ямщики и тройки

Благодаря «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина все в детстве слышали фразу: «Едет с грамотой гонец». Отечественная почта возникла в период Киевской Руси. Необходимость в системе обмена корреспонденцией всегда была актуальна для нашей страны в силу ее огромных территорий. Колоссальные для западных европейцев расстояния отражались и на нормах, характерных для русских гонцов и невероятных для иностранцев.

Во времена Ивана Грозного царские курьеры обязаны были проходить в день по сто километров, что с трудом поддавалось объяснению заграничным наблюдателям. В XIII - XVIII вв. почтовые станции в России назывались ямами. На них содержались лошади и работали постоялые дворы.

Существовала и так называемая ямская повинность. Она распространялась на тягловое население провинций. Крестьяне, отбывавшие повинность, должны были организовывать перевозки государственных чиновников, грузов и дипломатов. Эта традиция была распространена татаро-монголами во время их ига над восточнославянскими княжествами. В XVI веке в Русском государстве появился Ямской приказ. Этот аналог министерства занимался не только почтовыми, но и налоговыми делами. Короткая фраза: «Едет с грамотой гонец» едва ли может передать сложность курьерского дела в средневековой России.

Около двухсот лет назад появились знаменитые разноаллюрные упряжки тройки лошадей. Они снаряжались специально для путешествий на дальние расстояния. Расположенные по бокам скакали галопом, а центральный коренник двигался рысью. Благодаря такой конфигурации достигалась предельная для своего времени скорость в 45-50 километров в час.

От дилижансов до железных дорог и пароходов

Централизованные системы королевских почт появились в Англии, Швеции, Франции и других развитых странах в XVI-XVII вв. Одновременно с тем росла необходимость в устройстве международной связи.

На рубеже Средневековья и Нового времени в Англии распространились дилижансы. Эта почтовая карета постепенно вытеснила простых конных курьеров. В конце концов она завоевала мир и появилась во всех частях света от Австралии до Америки. О прибытии почтового экипажа в городе или селе сообщали с помощью специального рожка.

Очередной перелом в развитии систем связи произошел в начале XIX века с появлением пароходства и железных дорог. Новый вид водного транспорта хорошо зарекомендовал себя в организации британо-индийской почты. Специально для облегчения путешествия на восток англичане спонсировали строительство в Египте, благодаря которому корабли могли не огибать Африку.

Почтовые ящики

Существует несколько версий о том, где появился первый почтовый ящик. По одной из них таковыми можно считать тамбуры, установленные во Флоренции в начале XVI столетия. Их размещали рядом с церквями - главными общественными местами города. Деревянный ящик со щелью вверху был предназначен для передачи анонимных доносов, в которых сообщалось о государственных преступлениях.

В том же XVI веке подобные новинки появились у моряков. В каждой британской и голландской колонии был свой почтовый ящик. С помощью подобной технологии мореплаватели передавали корреспонденцию на другие корабли.

Французским изобретателем почтового ящика считается Ренуар де Вилайе. Именно он разрешил проблему переписки между парижанами. В середине XVII века во французской столице было четыре почтамта, однако и они не могли справиться с гигантским потоком корреспонденции обычных граждан. Ренуар де Вилайе являлся членом правительства и Национальной академии наук. Подключив собственную смекалку и административные ресурсы (разрешение короля Людовика XIV), он в 1653 году инициировал установку почтовых ящиков по всему Парижу, что заметно облегчило работу почтовой службы. Новинка быстро прижилась в столице и распространилась в других городах страны.

История почты России сложилась так, что отечественные почтовые ящики появились только в 1848 году. Первые такие диковинки установили в Москве и Санкт-Петербурге. Поначалу конструкции были деревянными, затем их сменили на металлические. Для срочных отправлений использовались почтовые ящики, выкрашенные в яркий оранжевый цвет.

Марки

Сложившаяся в Новое время международная почтовая система имела множество недостатков. Ключевой из них заключался в том, что сборы за пересылку отправлений оставались затруднительными несмотря ни на какие логистические и технические новшества. Впервые данная проблема была решена в Великобритании. В 1840 году там появилась самая ранняя из ныне известных марок - «черный пенни». Ее выпуск был связан с введением тарифов на пересылку писем.

Инициатором создания марки стал политик Роуленд Хилл. На рисунке марки был выгравирован профиль молодой королевы Виктории. Нововведение прижилось и с тех пор каждый почтовый конверт письма оснащался специальным ярлыком. Наклейки появились и в других странах. Реформа привела к значительному увеличению количества почтовых пересылок в Великобритании более чем в два раза всего лишь за первый год после эпохального преобразования.

В России марки появились в 1857 году. Первый знак почтовой оплаты оценивался в 10 копеек. На марке был изображен двуглавый орел. Для тиража выбрали именно этот геральдический символ, так как он являлся эмблемой Почтового департамента империи. Это ведомство старалось не отставать от западных тенденций. Почта СССР также уделяла много внимания знаки оплаты пересылки появились в 1923 году.

Открытки

Знакомые всем почтовые открытки возникли сравнительно недавно. Первая карточка подобного рода появилась в 1869 году в Австро-Венгрии. Вскоре такой формат завоевал общеевропейскую популярность. Случилось это во время Франко-прусской войны 1870-1871 гг., когда французские солдаты стали массово посылать свои родным иллюстрированные почтовые карточки.

Фронтовая мода была моментально перехвачена коммерсантами. Уже через несколько месяцев почтовые открытки стали массово выпускаться в Англии, Дании, Бельгии и Нидерландах. Первая российская открытка увидела свет в 1872 году. Еще через шесть лет на специальном конгрессе в Париже был принят международный стандарт размеров карточек (9 сантиметров длины, 14 сантиметров ширины). Позже его несколько раз меняли. Со временем появились подвиды открыток: поздравительные, видовые, репродукции, художественные, рекламные, политические и т. д.

Новые веяния

В 1820 году в Великобритании изобрели конверт. Спустя еще 30 лет появились штемпельные бандероли. В середине XIX столетия письмо могло совершить кругосветное путешествие за 80-85 дней. Отправления ускорились, когда в России была открыта Транссибирская магистраль.

XIX век ознаменовался последовательным появлением телеграфа, телефона и радио. Возникновение новых технологий не умалило значение, которое представляло для тогдашних людей почта. Телеграф и вовсе оказал неоценимое содействие ее развитию (во всех странах постепенно объединяли ведомства, отвечавшие за эти два вида связи).

В 1874 году был создан Всемирный почтовый союз и созван Всемирный почтовый конгресс. Целью мероприятия стало подписание международного соглашения, которое могло бы унифицировать разрозненные системы передачи корреспонденции разных стран мира. На конгрессе присутствовали представители 22 государств. Ими был подписан Всеобщий единый почтовый договор, вскоре переименованный во Всемирную почтовую конвенцию. Документ обобщил международные правила обмена отправлениями. С тех пор история почты России продолжалась в русле всемирной эволюции почтовой связи.

В конце XIX столетия началось развитие аэронавтики. Покорение человеком воздуха привело к исчезновению каких-либо физических барьеров для отправлений по всему миру. Как уже упоминалось выше, еще древним цивилизациям была известна своя аэропочта - голубиная почта. Птицы использовались людьми для коммуникации даже в самом зените прогресса. Особенно незаменимыми голуби становились во время кровопролитных конфликтов. Пернатая почта исправно использовалась на фронтах Первой и Второй мировой войны.

Электронная почта

У современной эпохи есть множество определений. Называют ее и информационной. И это во многом справедливо. Сегодня именно информация является главным ресурсом, двигающим прогресс. Связанная с ней революция произошла благодаря появлению интернета и современных средств коммуникации.

В наши дни знакомая многим поколениям людей бумажная почта понемногу уступает свое место электронной. На смену железному ящику для конвертов пришел e-mail, а социальные сети и вовсе стерли представления о расстоянии. Если еще двадцать лет назад интернет воспринимался как чудаческая забава, то теперь без него сложно представить жизнь современного человека. Доступный же каждому человеку электронный e-mail воплотил в себе многовековую эволюцию почты со всеми ее различными рывками и прыжками.

Ни для кого не секрет, что мировая история тесно связана с обменом информацией - без этого процесса существование человеческого общества попросту невозможно. Ключевую роль в таком обмене играет связь, то есть передача и приём информации с помощью различных технических средств. В совсем древние времена у людей не было многоядерных смартфонов, поэтому они использовали более примитивные средства: голос, звуки, огонь, дым и тому подобное.

Со временем менялись средства и формы связи - те, кто поумней, чуть позже придумали письменность и стали передавать информацию в письменном виде. С тех пор информация стала передаваться в более долгоиграющем виде и особенно интенсивно, а первую её пересылку можно смело считать днём рождения почты.



Сегодня под словом «Почта» подразумевают и учреждение почты (почтамт, отделение), и послание, и совокупность полученной корреспонденции (письма, посылки).

Наиболее интересные музейные экспозиции о почте были, пожалуй, в музее связи им. А.С. Попова в Питере и в музее почты в Уфе (около нулевого километра).

Это я, почтальон Печкин, принёс посылку для вашего мальчика

Историки придерживаются того мнения, что устройство почтовой службы русские переняли у завоевателей - монголов. Тогда на основных дорогах появились почтовые станции (на расстоянии от 30 до 100 вёрст друг от друга) - «ямы», на которых «ямчи» (гонцы) меняли лошадей. В свою очередь, слова «ям» и «ямчи» происходят от двух татарских слов - «дзям» (дорога) и «ям-чи» (проводник). Отсюда пошло и слово «ямщик», которым называли людей, занимающихся перевозкой людей и грузов на гужевом транспорте. Ямщииик, не гониии лошадей…

Работа гонцов была на износ (и подвергалась жёстким наказаниям в случае недобросовестного исполнения обязанностей или срыва сроков доставки посылки), поэтому в их ряды старались набирать людей покрепче. Например, первая посылка из Уфы в Москву (через Казань) в 1639 году заняла у конного гонца Гришки Погорельского аж 70 дней (возможно потому, что у него были неактуальные карты в навигаторе). Попробуйте-ка 70 дней поскакать на коне… а ведь это только в одну сторону.


Макет почтовой станции 17-18 века

Слово «почтальон» (кстати, тоже позаимствованное слово) в дореволюционной России в почтовом деле стало использоваться с 1716 года, а до этого служащих, доставлявших почту, называли «почтарями». При этом были разновидности в зависимости от вида разносимой почты: иногороднюю почту доставляли почтальоны, а городские письма - письмоносцы.

Серьёзно своими реформами почту прокачал Пётр I - именно при его правлении почтовая связь в России появилась во всех основных городах страны. Почта стала государственной, были созданы первые в России почтамты, открыты почтовые конторы в губернских городах, введена должность почтмейстера.

Вместе с этим была введена и новая форма для почтовых служащих: тёмно-зелёный суконный кафтан с ведомственной эмблемой - почтовым рожком (для оповещения о своём прибытии) и красным орлом (герб означал, что почтовый работник является государственным служащим и находится под опекой и защитой большого брата). Позже для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.

К концу 18 века протяжённость почтовых путей в России составила ни много ни мало 33 тысячи вёрст (тут подсказывают, что это 35204,4 километров).

Кстати, раз уж заговорили о транспорте, то нельзя не упомянуть про железную дорогу. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) начали ходить с 1851 года.

Куверты и штемпеля

Как сейчас, так и раньше, бесплатный сыр был только в мышеловках и в чизбургерах, пробитых как гамбургеры. Говоря проще, пересылка писем была удовольствием не бесплатным.

Письма в то время писались на бумаге, которую потом складывали текстом внутрь. Снаружи на чистой стороне указывался адрес, а место сложения нередко запечатывали сургучом. Затем письмо относили в почтовую контору, где служащий (после взвешивания отправления и получения денег за его пересылку) ставил оттиск специального штемпеля. Получавшаяся в результате манипуляций штука носила название «куверт» (предположительно от английского «to cover» - закрывать) и являлась прообразом современных конвертов.

Штемпель же - устройство типа печати, использующееся на почте для получения (ручным или механическим способом) штемпельных оттисков, служащих для гашения знаков почтовой оплаты, подтверждения приёма почтового отправления, контроля за маршрутом и временем нахождения в пути, а также нанесения каких-либо пометок.


Ну и ещё так называют сам оттиск, который сам по себе несёт довольно много различной информации (в зависимости от цвета, формы, содержания, назначения и так далее).
Объёмы пересылок непрерывно росли, и вскоре такой несовершенный способ оплаты очень быстро стал накладен, в первую очередь для самих сотрудников службы. Поэтому для упорядочения системы почтовых сборов в 1845 году почтовый департамент осуществил ряд реформ, среди которых - введение (сначала в Петербурге, а потом и в Москве) первых знаков почтовой оплаты. Так появились штемпельные конверты - те же самые куверты, но с уже напечатанным типографским способом штемпелем на лицевой стороне. Изначально они имели хождение только в пределах города, но уже в 1848 году появились варианты разных номиналов, в том числе для иногородней корреспонденции.


С тех пор внешний вид и конструкция конверта остались практически неизменными.

Марки

На смену штемпельной системе пришли почтовые марки - специальные знаки, франкирование (форма предварительной оплаты отправителем пересылки и доставки пересылки) которыми свидетельствует о факте оплаты услуг ведомства (пересылки и доставки как внутренней, так и международной корреспонденции). Маленькие и красивые кусочки бумаги с заданной стоимостью (номиналом) и богатейшей историей.


Моя скромная коллекция)

Считается, что их изобретателем в 1837 году стал англичанин Роуленд Хилл, мать которого работала на почте и неоднократно рассказывала о трудностях работы, недостатках почтовой системы и дороговизне оплаты. На это Хилл однажды выдвинул идею единообразного почтового тарифа (оплачиваемого отправителем), выпустив памфлет «Реформа почты, её значение и целесообразность». Там-то появление марочек и предусматривалось: «Perhaps this difficulty (of using stamped envelopes in certain cases) might be obviated by using a bit of paper just large enough to bear the stamp and covered at the back with a glutinous wash, which the bringer might, by the application of a little moisture, attach to the back of the letter, so as to avoid the necessity of re-directing it » («Возможно, эта сложность (использования маркированных конвертов в определённых случаях) может быть устранена посредством бумажки, достаточно большой по размеру, чтобы нести на себе марку, и покрытой на обратной стороне тонким клеевым слоем, которую отправитель может, с помощью небольшого увлажнения, приложить на обороте письма, с тем чтобы избежать необходимости перенаправлять его. »). Чуть позже он стал автором первой марки («Чёрный пенни»), ну а дальше понеслось…


Первая в мире почтовая марка

В России марки появились немногим позже - в 1857 году А.П. Чарульский (сотрудник почтового департамента) перенял зарубежный опыт и предложил ввести марочную систему в наших холодных краях.

Первые проекты русских почтовой марок (представленные Ф.М.Кеплером 21 октября 1856 года) были отклонены Чарульским. Позже над к проекту марки подключается старший гравер ЭЗГБ Франц Михайлович Кеплер - почитав фидбек Чаруковского на первые пробы, он принялся изготавливать первые образцы - из нескольких вариантов был выбран один, ставший первой почтовой маркой России. Красивая? ;)

Первые марки приходилось вырезать ножницами, хотя очень скоро пришли к выводу, что это не самый удобный вариант. В 1847 году служащий Дублинского почтамта Генри Арчер предложил делать перфорацию, то есть пробивать сквозные круглые отверстия по всему периметру марки. Но мало кто знает, что перфорирование почтовых марок производится не только для облегчения отделения марок - форма зубцовки и её размеры также являются одним из способов защиты от подделки.

Почтовые ящики

Появление штемпелеванных конвертов упростило оплату пересылки и сделало присутствие почтового чиновника необязательным. Всё это поспособствовало скорому появлению почтовых ящиков (для сбора и хранения писем) прямо на улицах города.

Вариантов конструкции почтовых ящиков в разные времена было огромное множество - и уличные, и “домашние”, и вандалоустойчивые, и даже с устройствами для выдачи марок - во многих музеях, как правило, их целые коллекции.

Военные годы

Одно дело - гражданские письма, а совсем другое - необходимость в обмене информацией во время военных действий, когда почта была востребована ещё больше. Великая Отечественная война дала о себе знать - перемещение миллионов людей вызвало огромное увеличение потока почтового обмена, из-за чего почта (а также телеграфы, о которых чуть позже) работала круглосуточно, ежедневно обрабатывая тысячи посылок. Для понимания масштабов - в одной только Башкирской республике (Уфа была важной составляющей почтовой системы тех времён) в годы войны своевременно было обработано, отправлено и доставлено более 20 миллионов писем.


Минутка занимательной арифметики: среднестатистическая скорость LTE-соединения от Мегафона в Питере у меня составляла 50 мегабит в секунду на приём. Если предположить, что все 20 миллионов писем в Башкирской республике были бы в военные годы написаны на листах формата А4 (с обеих сторон, то есть, примерно, по 5000 символов на лист), то получившийся объём текста (20.000.000 * 5 Кб = 95.367 Гб) можно было бы скачать за 4.5 часа. Наивно предположу, что переписку всей страны вполне можно было бы выкачать за недельку… так, о чём это я.

Кстати, письма и почтовые карточки, адресованные на фронт, пересылались бесплатно.

Наше время

В конце прошлого тысячелетия техника и технологии начали развиваться особенно интенсивно, в России появились мобильная связь и Интернет. Высокий уровень проникновения этих технологий ощутимо отразился на характере коммуникаций между людьми: поток простой письменной корреспонденции продолжает сокращаться.

Но жители страны практически ничего не потеряли (кроме радости от получения тёплого лампового письма) - ведь на смену бумажной почте пришла электронная. Для передачи информации не нужно разводить костёр, заводить почтовых голубей… да даже необязательно знать, где находится ближайший к дому почтовый ящик - достаточно в любом месте города достать телефон/планшет/ноутбук и быть уже на связи. Любой почтовый адрес, мгновенная отправка и получение писем, любые вложения файлов, коллективная переписка, форвардинг, сортировка - да-да, вот это всё. Находясь в тысячах километров от офиса, я был в курсе того, что происходит на работе.

А ведь когда-то отправка только в одну сторону заняла бы не один день…
Продолжение следует.

Считается, что российская почта - одна из самых старых в Европе. Ее основы были заложены еще в IX веке. Именно тогда население стали облагать специальной повинностью, которая заключалась в том, чтобы выдавать княжескому гонцу лошадь и корм для нее.

Развитие почтового дела в Средние века

Столь известные российские ямщики появились в XIII столетии, во времена золотоордынского ига. Для быстрой связи с окраинами огромной империи были созданы почтовые станции, называемые ямами.

После избавления от монголо-татарской зависимости ямская служба страны стала активно развиваться. К XV веку связь была установлена повсеместно. Царские гонцы обычно доставляли одно письмо или грамоту. Ямщики же могли развезти не только бумаги, но и людей, а также различные вещи.

В течение XVI столетия произошло стремительное увеличение дорог, а соответственно, и ям с ямщиками. Был учрежден Ямской Приказ, надзирающий за станциями. С Москвой удалось соединить северные города. От столицы до границы со Швецией письма шли примерно 3 недели. Но если начиналась весенняя распутица, то времени затрачивалось намного больше.

В 1667 году появилась первая почтовая служба. Инициатором ее создания был боярин А. Л. Ордына-Нащекин. Ямщиков переименовали в почтарей и выдали им специальную форму. Почта стала доставляться медленнее, но зато регулярнее. К отправке готовилось больше писем, и посылались они в конкретное время, а не от случая к случаю.

Почта с XVIII по XX века

В XVIII столетии появился указ об организации почтовых контор во всех «знатных» городах. Эта структура обрела четкую иерархию. Главными были почтамты, далее шли почтмейстеры губерний, затем почтмейстеры уездов, а низшую ступень занимали станции.

К середине века общая длина почтовых трактов составляла примерно 17 000 верст. Их впервые нанесли на карты. Было организовано постоянное почтовое сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом . Во второй половине XVIII столетия помимо писем и посылок стали доставлять деньги, а корреспонденцию начали разносить почтальоны.

В 1820 году создаются почтовые дилижансы. В это же время в Петербурге организуют первую в стране внутригородскую почту. Через 30 лет российские города обзаводятся почтовыми ящиками. Также начинает развиваться доставка отправлений по железной дороге. В 1874 году Россия входит во Всемирный почтовый союз.

На протяжении XX века было издано несколько законов, направленных на усовершенствование почтовой связи. Сейчас для нужд почты задействованы различные виды транспорта. Благодаря этому происходит более быстрая доставка писем по России и отправка посылок различного объема и веса. Также в отделениях можно осуществить денежные переводы.

Воронов С.С.

Введение

Ежедневно с помощью почтовой связи людям доставляются десятки тысяч писем, посылок, бандеролей. Почта помогает общаться людям на разных концах мира. В современном мире, в эру Интернета и качественной телефонной связи почта теряет свою актуальность, но все еще остается главным способом общения людей, а также служит главную роль в пересылке посылок.

Современное представление о почте немного отличается от того представления, которое было у людей в прошлом. Русское слова «почта» произошло от иностранных слов, значение которых на русский язык условно можно перевести как – остановка, станция (где меняли почтовых лошадей).

Почта – это вид связи и учреждение (во многих странах государственное) осуществляющее передачу информации в виде почтовых отправлений (письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, бандеролей, посылок) при помощи транспортных средств (железнодорожным, автомобильным, морским, авиационным транспортом).

Почта у разных народов развивалась по-разному, поэтому в разных культурах были свои особенности почтовой связи. Но все-таки некоторые параллели в истории провести можно.

Древние времена

В начале эпохи возникновения человека или в первобытные времена инструментом передачи важной информации служило голосовое общение. Основным недостатком такого общения являлось отсутствие возможности передачи информации на дальние расстояния. Для передачи сигналов на дальние расстояния в доисторические времена первобытные люди начали использовать барабаны и костры.

Эпоха Великих империй

В эпоху Великих империй (или как ее привыкли называть – эпоху античности) основным способом передачи информации были гонцы и курьеры. В ряде государств (например, Римская империя) почтовая связь была государственная и хорошо налажена. В некоторых странах, при доставке почтовых отправлений на дальние расстояния гонцы отправлялись на лошадях. Почта в эпоху античности в основном активно использовалась руководителями империй или знатью для оперативной связи с отдаленными провинциями или для передачи быстрых сообщений.

Пешие гонцы на службе руководства, как правило являлись рабами и должны были преодолевать большие расстояния, за как можно меньшие промежутки времени, тем самым обеспечивать оперативность принятия решений, как в мирное, так и в военное время. Люди, занимающиеся данным ремеслом, были очень хорошо подготовлены физически.

Крупные восточные государства (Египет, Персия, Китай) из-за больших протяженностей своих территорий и подвластных владений начали использовать в качестве переносчиков почты голубей. Птиц специально обучали и выращивали, после этого произошло понятие «почтовый голубь». Одна из основных задач почты в крупных империях была доставка сообщений связанных с военными целями и даже существовали отдельные службы.

При проведении раскопок разных городов античных культур археологами были найдены рукописи, письмена и другие доказательства того, что почта в те времена уже начала приобретать ту структуру, которую имеет в современном мире. Уже тогда были найдены станции отдыха, служившие «почтовыми отделениями». На данных станциях гонцы меняли лошадей и отдыхали.

Самый большой вклад в развитие почты внесла Римская империя. Почта была подчинена государству, а почтовые перевозки осуществлялись как по суше, так и по морю. Императорам почта была необходима для связи со всеми провинциями Римской империи и имела крупное значение.

Для обычного населения в крупных империях, как правило, не существовало способов доставки почты, т.к. почта, в том виде, в котором она была, служила на благо императоров и знати, поэтому почтовые сообщения доставлялись с помощью друзей, которые по делам путешествовали в другие города, провинции, страны.

Средневековье

Европа

Эпоха Средневековья, известна как эпоха многочисленных войн, военных походов, усилении роли церкви, но в то же время и как эпоха технологического прогресса.

В некоторых европейских странах после падения Римской империи воссоздать государственную почту пытались, но все попытки не привели к положительному результату. Знать осуществляла почтовые перевозки с помощью своих подданных (гонцов, курьеров, возниц).

Т.к. роль церкви в средневековой Европе возрастала и церкви объединялись вокруг одной главной церкви в Риме, то возникла монастырская почта. Главная задача была поддерживать связь между европейскими церквями, монашескими орденами, многочисленными братствами и главной церковью. В истории нет упоминаний об отдельной службе в церкви, занимающейся почтовыми пересылками, но факт активного общения между церквями археологами подтверждается с помощью курьеров-монахов.

С появлением университетов, занимающихся наукой, возникла необходимость общения между ними, а также между учащимися друг с другом и семьями. Возникла университетская почта, как отдельная служба, а гонцы, занимающиеся развозом почтовых сообщений, даже имели определенные привилегии.

Развитие в Европе ремесел, торговли, науки, культуры привело к развитию почтовых отношений, т.к. людям было необходимо оперативно решать возникающие вопросы, а государственной почты все еще не было. Это привело к появлению служб посыльных или курьеров, начали зарождаться почты городов, облегчавшие общение между ремесленниками, торговцами, учеными, художниками, музыкантами и т.д. Через некоторое время возникшими службами начали пользоваться и обычные люди.

Далее возникли институты городских гонцов. В это время зародилось понятие оплаты услуги доставки писем, посылок и т.д. по определенному тарифу. Услугами таких институтов пользовались как знать и государственные управляющие, так и обычные люди. Некоторые городские институты уже тогда начали славиться точностью времени доставки почтовых сообщений.

Централизованная почта, работавшая на нужды государства и занимавшаяся только государственными почтовыми пересылками, начала зарождаться в XV веке во Франции.

Азия

После падения Римской империи, в отличие от Европы, в Азиатских странах уже на работающих почтовых отношениях практически сразу возникла хорошо организованная почтовая служба. Услугами почты пользовалась знать, но ограниченный доступ получали и низшие слои населения. Почтовые курьеры имели знаки отличия (желтые ленты), для того чтобы их можно было узнавать издалека.

Южная и Северная Америка

Как утверждают археологи у индейских племен, таких как инки, ацтеки и другие тоже существовала система доставки почтовых сообщений с помощью курьеров. Курьерами являлись бегуны, которые быстро преодолевали большие расстояния. На определенном расстоянии друг от друга располагались «почтовые дома», где один из курьеров передавал сообщение другому и мог остаться отдохнуть. Таким способом осуществлялась и доставка почтовых посылок. Численность почтовых домиков и самих курьеров была очень большой. Почтовые сообщения передавались как в письменной, так и в устной форме.

XVI –XIX века

В этот промежуток время в наиболее развитых странах Европы (Франция, Англия и т.д.) возникла система централизованной королевской почты. Идея и первые шаги по признанию почты монополией и государственной обязанностью была реализована в Германии в XVII веке. И с началом роста промышленности процесс организации быстрой почтовой связи только ускорился, многие государства закрепили за собой почтовую связь. Практически все слои населения могли позволить себе пользоваться услугами почты. Для перевозок внутри стран очень часто использовались специальные почтовые кареты. Перевозка пассажиров также считалась почтовой перевозкой.

Коренной переворот в потовых перевозках произошел с появлением паровых двигателей, которые были внедрены на пароходах и поездах. Процесс доставки почты стал значительно быстрее. Вся почтовая связь стала доступна всем слоям населения и осуществлялась практически со всеми наиболее отдаленными уголками страны, на новый виток вышли и международные отношения.

В XIX веке был придуман конверт и почтовая марка, бандероли. Почта стало приобретать ту организацию работы, которую имеет в современности.

Расширение железнодорожных и пароходных перевозок привело к тому, что за 80 дней письмо могло проходить через весь земной шар. Почтовые перевозки приобретали популярность и практически в каждой деревне стали возникать почтовые отделения. Сами почтовые отделения также развивались и начали предоставлять клиентам новые услуги и операции.

В конце XIX века был изобретен телеграф, радио, телефон и некоторые функции почтовой связи начали терять свою актуальность, но, тем не менее, почта не утратила своей актуальности.

Почтовые марки также стали приобретать актуальность, как произведения искусства.

В XIX веке был образован Всемирный почтовый союз, включивший в себя множество разных стран.

Современная почтовая сеть предоставляет услуги почтовой связи на всей территории страны, включая все города и сельские населенные пункты. Полный спектр услуг, предоставляемый почтой, стал огромен.

Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Ассирийцы еще в III тыс. до н.э. применяли то, что можно назвать предшественником конверта. После обжига таблички с текстом письма ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-письмо и табличка-конверт не становились единым куском. Конверт разбивали и читали письмо. До современников дошло два таких письма - вместе с конвертами они хранятся в Лувре.

4000 ЛЕТ НАЗАД НЕИЗВЕСТНЫЙ ЕГИПЕТСКИЙ ХУДОЖНИК НА ОДНОЙ ИЗ СТЕН погребальной пещеры фараона Нумхотена нарисовал воина, держащего в одной руке свиток, а в другой – открытый лист-письмо, который подает своему начальнику. Так до нас дошло вещественное доказательство существования почты в те далекие времена. До нас дошли сведения и о почтовых сообщениях у других древних народов. Письменное сообщение можно было передавать от одного гонца к другому без опасения исказить сообщение. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.

Во времена Кира и Дария в Персии (558-486 г. до н.э.) почтовая связь была налажена превосходно. На станциях персидской почты постоянно были наготове гонцы и оседланные лошади. Почта передавалась гонцами по эстафете от одного к другому.

Славилась и древнеримская почта, игравшая огромную роль в управлении огромной Римской империей. В важнейших центрах империи содержались специальные станции, снабженные конными курьерами. Римляне обычно говорили Statio posita in…("Станция расположена в …"). Как считают специалисты, именно из сокращения этих слов и появилось слово почта (Posta).

Документально подтвержденные сведения о существовании почты в Китае относятся к глубокой древности. Государственная почта Китая существовала уже при династии Чжоу (1027-249 г. до н.э.). Она располагала пешими и конными гонцами. Императоры династии Тан (618-907 г. до н.э.) уже назначали генерал-почтмейстеров.

В Арабском халифате к 750 г. все государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы, – пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту. О большом значении почтовой службы государства свидетельствует знаменитое высказывание халифа Мансура, основавшего Багдад (762 г.). "Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всем".

В ГРЕЦИИ ПОЧТОВАЯ СИСТЕМА БЫЛА ДОСТАТОЧНО ХОРОШО НАЛАЖЕНА В ВИДЕ сухопутной и морской почтовой связи, но она не могла значительно развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении, как правило, пеших посланцев. Они назывались гемеродромами. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс - 400-500 стадий.

Самым известным из этих курьеров был Филиппид, который, по утверждению Плутарха, в 490 году до н.э. донес в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым марафоном в истории. Филиппид передал только устное послание. Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов. Как пишет Диодор, один из военачальников Александра Македонского держал при своем штабе гонцов - всадников на верблюдах.

Государства инков в Перу и ацтеков в Мексике еще до 1500 г. имели регулярную почту. Почта инков и ацтеков использовала только пеших гонцов. Дело в том, что лошадей в Южную Америку завезли европейцы – завоеватели только в ХVI в. Расстояние между соседними станциями не превышало трех километров. Поэтому оно быстро преодолевалось гонцом. Особенность почты инков и ацтеков заключалась в том, что кроме почты, гонцы должны были доставить свежую рыбу к столу императора. Рыба доставлялась с побережья в столицу в течение 48 часов (500 км). Оцените скорость доставки. Современная почта вряд ли быстрее, хотя имеет в своем распоряжении машины, поезда, самолеты. Во времена расцвета культуры майя также имелась развитая служба гонцов, но о ней мало известно.

Как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам. Другие слои населения почтой не пользовались.

Для обывателей и международных связей

Между тем простые люди тоже хотели использовать почту для своих целей. На первых порах их сообщения передавались в частном порядке через купцов, странствующих монахов и гонцов университетской почты. Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе способствовало организации регулярного почтового обмена между городами.

ИМЕЮТСЯ ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ НАЛИЧИЕ ГОРОДСКИХ ГОНЦОВ уже в ХIV в. Наиболее известна почтовая служба Ганзейского союза. Ганза – торговый и политический союз северогерманских городов в ХIV-ХVII вв. Со вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла первая почтовая сеть, которая, минуя границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по всей территории Германии. Далее через Нюрнберг почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг - в Прагу, Вену и другие города. Так возникла международная почта.

Следующим заметным достижением служит почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и-Таксис относится к 1451 г., когда Рожер Таксис организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве.

В 1501 г. Франц Таксис становится генерал-почтмейстером Нидерландов. До начала ХVI в. почтовая служба Таксисов строилась на основании феодальных привилегий дому Таксисов. Почтовое дело стало доходным, и у Таксисов появились конкуренты. В первую очередь это почта городов. В 1615 г. очередной Таксис – Ламораль становится имперским генерал-почтмейстером. Имперским указом эта должность была объявлена пожизненной и наследственной для рода Таксисов. Кстати, приставку "Турн" Таксисы присоединили к своей фамилии в 1650 г., получив ее в качестве пожалования короля. Ламораль Таксис, новый генерал-почтмейстер, был вынужден просить у императора издания нового указа против дополнительных почт и дополнительных линий, обслуживающихся гонцами. Все это положило начало борьбе почты Турн-и-Таксис с конкурентами, длившейся столетиями. Почта Таксисов устояла и победила. Аккуратность, быстрота и честность – таков был девиз почты Турн-и-Таксис, который строжайше соблюдался на практике. Впервые торговые люди и банкиры, простой народ и государственные чиновники могли быть уверены, что письма, документы, деньги быстро дойдут до адресата, и они вскоре получат ответ.

В 1850 г. почта Турн-и-Таксис присоединилась к германо-австрийскому союзу. К тому времени во многих странах уже были выпущены почтовые марки. Правила германо-австрийского почтового союза предусматривали для его участников обязательство выпускать почтовые марки. Именно поэтому 1 января 1852 г. вышли первые почтовые марки почты Турн-и-Таксис. Всего почта Турн-и-Таксис выпустила 54 почтовые марки. Эта почта выпускала и маркированные конверты. История почты Турн-и-Таксис заканчивается только в 1867 г., когда Пруссия приобрела права на все почтовые учреждения дома Турн-и-Таксис.

Почтальон – опасная профессия

В ХVII в. Швеция стала великой державой, и появилась необходимость в регулярной связи с ее владениями за Балтийским морем. Первыми почтальонами были королевские курьеры. Затем корреспонденцию доставляли так называемые почтовые крестьяне. Они жили вблизи основных дорог, освобождались от разного рода повинностей, например, воинской, но были обязаны переправлять государственную почту.

ОБЫЧНО ПОСЫЛАЛИ БАТРАКА, КОТОРЫЙ БЕЖАЛ, ТРУБЯ В РОЖОК, километров за 20-30 к соседу. Передав свою почту и получив в обмен другую, он отправлялся домой. Если письма опаздывали, ему грозило наказание. Корреспонденция доставлялась и по морю, например, на лодках из Швеции на Аландские острова и далее в Финляндию и Санкт-Петербург. "Почтовые крестьяне" работали круглый год независимо от погоды. Особенно опасна была переправа весной и осенью, когда они то волокли лодку по льду, то ставили паруса, то брались за весла. Немало людей погибало во время шторма.

Русская почта - одна из старейших в Европе. Первое упоминание о ней в летописях относится к Х в. В Киевской Руси существовала обязанность населения с названием "повоз". Эта обязанность заключалась в необходимости предоставлять лошадей для княжеских гонцов и его слуг.

Однако четкая почтовая служба в России появилась только при царе Алексее Михайловиче. Организатором "правильной" почтовой гоньбы в России стал глава тогдашнего русского правительства боярин Афанасий Ордин-Нащокин (1605-1681). Он же является инициатором создания и зарубежной почты России (почтовая линия Москва – Вильну).

С 1677 г. в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в "немецкие" страны - так русские люди называли земли, где говорили на непонятных "немых" языках. Помимо международных отправлений "немецкая почта" доставляла и купеческие письма, и правительственные бумаги по России. Благодаря "немецкой почте" в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты.

Прообразом привычного нам почтового ящика послужили флорентийские тамбури - общедоступные ящики, которые устанавливались у стен церквей и соборов, первый почтовый ящик был установлен в XVII в. во Франции.

По материалам livejournal подготовила Зара ГЕВОРКЯН